В открытом рапорте, написанном на имя гендиректора авиакомпании Виталия Савельева, командир воздушного судна обвинил своё руководство в ряде нарушений. Он утверждает, что ему не предоставили законный отпуск, выстроили плохой график полётов и сильно сократили зарплату.
Репортёр Metro связался с пилотом и узнал подробности.
Позиция пилота
– После публикации рапорта я прошёл психологическое тестирование, – говорит Алексеев Metro. – Будто заново на работу устраиваюсь. Снова начались репрессии?
Кроме того, Алексеев сообщил, что его заставили написать объяснительную.
– Тема – нарушение корпоративной этики...
По словам пилота, всё началось с того, что несколько лет назад он начал участвовать в акциях профсоюза. И в какой-то момент попал в чёрный список. А в конце 2018 года произошёл инцидент, после которого его якобы стали притеснять. Он был наказан за то, что заправил самолёт лишними 800 кг топлива.
– Нам выдают документ на полёт, и в нём диспетчер предполётного обслуживания рассчитывает условия по топливу, – объясняет Алексеев. – Но я, как командир воздушного судна, могу определить, какой будет итоговая заправка. Я вправе либо добавить, либо убавить. Все у нас знают, что за перезаправку народ будут лишать денег, потому что это вопрос экономии. А получается, экономят на безопасности пассажиров.
Затем, как утверждает Алексеев, его стали ставить на короткие внутренние рейсы, уменьшая полётное время, – это отразилось на зарплате, что для отца трёх детей существенно.
– Например, в апреле у меня было 12 часов налёта, в мае 11. А пока ты не налетаешь 30 часов, тебе платят только оклад, а это всего 60 тыс. рублей.
Впрочем, в июне у Алексеева налёт составил уже 70 часов – он заявил, что пошёл навстречу руководству, согласившись на одно из требований. За это его "немного простили". И всё же он написал открытое письмо.
– Мне хочется справедливого отношения к пилотам! Хочется, чтобы пилоты вставали и говорили своё слово. Да и бортпроводников за людей тоже не считают, они могут работать по 16 часов.
Говоря в целом о ситуации, Алексеев отмечает, что у российских пилотов якобы почти нет возможностей уйти за рубеж, поскольку Росавиация прекратила отвечать на запросы от иностранных компаний о лицензиях российских пилотов. В результате его коллеги «уходят в другие российские авиакомпании».
– Люди, может, и хотели бы остаться, но создаются нечеловеческие условия – приходится работать в ночные смены подряд, а потом в 6 утра ещё один рейс. Организм выключается при посадке или заходе на посадку. Пилоты просто засыпают. У всех такие ситуации. Бывало, работал 13–14 часов. Как чувствовал себя? Засыпал, боролся со сном. Посадить-то надо самолёт, там люди. Получается, пилоты – заложники системы. Не дают людям отдыхать. Держат штат пилотов в таком количестве, чтобы каждый летал по 80–90 часов в месяц.
60 тысяч – чистый оклад, который получал Виталий Алексеев несколько месяцев. Как он утверждает, из-за репрессий со стороны руководства авиакомпании.
Реакция
Президент Шереметьевского профсоюза лётного состава Игорь Дельдюжов заявил Metro, что ситуация, описанная в рапорте пилота, правдива:
– Мы поддержали Виталия, предложив провести независимое расследование в департаменте по производству полётов и снять с должностей лиц, которые создали карательную обстановку.
В авиакомпании отрицают все обвинения. Как сообщил «Известиям» источник в лётном отряде ВС А320 «Аэрофлота», Алексеев якобы пытается выбить дополнительный отпуск, чтобы устроиться в иностранную компанию. Сообщается также, что пилот действительно перезаправил самолёт топливом на 800 кг и не оформил правильно документ. И в результате недополучил надбавку за качество, однако ни о каких систематических притеснениях и штрафах речи нет. «Обвинения в травле работников авиакомпании не имеют отношения к реальности», – подчеркнули в авиакомпании. На запрос Metro в «Аэрофлоте» ничего не ответили.
«Я не скрываю, что ищу сейчас новую работу. Вот только у меня забрали документы!»
Виталий Алексеев, командир воздушного судна в «Аэрофлоте»
Авторы текста: Станислав Купцов, Ксения Назарова