На Олимпиаде в Токио 27-летняя российская синхронистка Светлана Колесниченко завоевала две золотые медали - в дуэте со Светланой Ромашиной и в группе. Президент России Владимир Путин представил её к ордену Почёта. Metro поговорило со Светланой, узнав, каким для неё был самый страшный эпизод в бассейне, за что она любит математику и собак, и что она ждёт от новой партнёрши по дуэту.
БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ, ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ, ЗНАКОМСТВО С МУЖЕМ
Вы начинали в бальных танцах, но не сложилось. Почему?
Так вышло, что меня отвели одновременно и на синхронное плавание, и на бальные танцы. Вообще, родители выбрали спорт, чтобы я немного похудела, вот и ходила сразу в две секции.
Сейчас смешно вспоминать, но я не любила танцы из-за того, что нужно было заплетать волосы в пучки. Потом выяснилось, что в синхронном плавании пучки тоже нужны. Но я не знала и попросила родителей, чтобы оставили только в бассейне. И они послушали.
Ни о чём не жалею. Вода - моя стихия. Я стала отдавать всю свою душу синхронному плаванию.
Ваши родители имели отношение к спорту?
Только отец. Он занимался плаванием на любительском уровне, стал кандидатом в мастера спорта. Считаю, отличный результат.
Синхронное плавание было хорошо развито в Гатчине, где вы родились?
У нас была секция, а для такого маленького городка это замечательно. Родители решили, что вид спорта - прекрасен. Развивает разные группы мышц, и вообще отлично подходит для девочек. Я очень благодарна родителям за выбор, который они тогда сделали. С первого дня я влюбилась в этот вид спорта, и по сей день не могу разлюбить.
Вы пришли в секцию полноватой. Пришлось заниматься сгонкой веса, отказываться от конфет?
Да, была пухленькой. Но как только занялась спортом, сразу стала худеть. При этом специально сгонкой веса не занималась. Долгих, интенсивных тренировок хватало, чтобы лишний вес уходил сам собой.
Сейчас мы уже сами контролируем, что можно есть, а что - нет. Впрочем, 10-12-часовые тренировки не дают набирать лишнего, поэтому, по сути, едим всё что хотим.
У вас сразу стало получаться?
Совершенствоваться помогали годы тренировок. Помню, в детстве очень не нравилось, когда у меня не получалось что-то, что могли делать другие. Я тогда делала тысячу повторов, чтобы можно было уходить из бассейна с довольным лицом, умиротворённой. Мне важно было знать, что я всё сделала, чтобы у меня получилось.
Каким в итоге было ваше детство - один сплошной спорт?
Наверное, мне повезло. С 6 до 13 лет, до переезда в Москву, спорт был скорее хобби. Я успевала и учиться, и гулять-отдыхать. На занятия ходила трижды в неделю, после школы. Поэтому детство вышло замечательным, спорт ему никак не мешал. А вот с 13 лет начались тяжёлые будни, спорт стал красть всё время.
Когда в 13 лет переехали в Москву - было страшно?
Поехала в столицу без родителей, в училище олимпийского резерва №3. Грустила максимум 2 недели. Потом появились друзья, стала общаться со всеми девчонками, с которыми тренировалась. Мы вместе жили в училище, многие тоже приехали из других регионов.
Я в Москве быстро освоилась. Конечно, после маленькой Гатчины было тяжеловато переезжать в мегаполис, но я благодарна судьбе, что родители не побоялись отправить меня одну в столицу. Это научило меня быть взрослой, самостоятельной.
Со своим супругом Андреем Арбузовым, чемпионом мира и Европы по плаванию в ластах, вы познакомились перед Олимпиадой в Рио?
Нам организовали фотосессию для модных спортсменок, которые ещё не ездили на Олимпиаду. Было это действительно перед Рио, в мае 2016-го. Нас было 5 девчонок, съёмки организовал журнал. И моего будущего мужа тоже пригласили пофоткаться. Так и познакомились.
Сначала общались как друзья, потом всё переросло в нечто большее. Естественно, у спортсменов много общих интересов. Из-за плотной подготовки к Олимпиаде в Рио у меня было мало свободного времени, но каждый выходной я приезжала к нему, а он - ко мне. Это заряжало положительными эмоциями, не давало опускать руки, особенно в период больших нагрузок и долгих тренировок. В выходные мне нужна была полная разрядка. И мы много гуляли, совместно отдыхали. Всё это привело к тому, что вот уже 2,5 года мы женаты.
ОЛИМПИАДЫ В РИО И ТОКИО, ПЕНИЕ ГИМНА, ПОКЛОН ЯПОНЦАМ
В итоге в Рио вы выступили замечательно. Когда впервые осознали, что стали олимпийской чемпионкой?
За программу “Малибу” в финале Олимпиады в Рио нам поставили 99 баллов. Как сейчас помню, плакала от счастья, что всё закончилось. И не понимала, что выиграла олимпийское золото. Наверное, осознание пришло где-то через месяц.
Но в общем для меня ничего не изменилось. Я достигла цели. И осталась человеком, не поймала звезду. Я даже Андрею сказала тогда: “Если заметишь, что со мной что-то не так, сообщи”. Слава богу, во мне ничего не изменилось. Только появились новые цели.
Какая для вас разница между двумя Олимпиадами, в Рио и Токио?
Мы с девчонками смеялись, что Олимпиада в Токио словно под меня проводилась. Я не люблю, когда на трибунах находятся родные, близкие. Начинаю переживать, если есть скопление народа. Конечно, хорошо, когда много болельщиков, но мне спокойнее выступать, когда никого нет. Поэтому в Токио была в идеальных условиях, как на тренировке. Может, не хватало болельщицких эмоций, как в Рио, зато было спокойнее.
Эмоции от Олимпиад - разные, но обе запомнятся на всю жизнь.
Вам удалось на минувшей Олимпиаде хотя бы немного познакомиться с Токио, японцами?
В этот раз мы жили в деревне, откуда ездили только в бассейн. Из-за коронавируса всё было закрыто, протокол запрещал ездить куда-то ещё.
Я безумно благодарна волонтёрам, работавшим на Олимпиаде. Это безумно добрые, отзывчивые люди. Они помогали во всём, решали любые вопросы.
Повезло, что побывала в Японии ещё до ковида, успела хоть чуть-чуть познакомиться с этой страной. Прекрасная страна! Я бы посетила её ещё много раз, посмотрела на цветение сакуры, поездила по городам...
Чем запомнилась Олимпийская деревня?
До неё мы находились в “пузыре”, в Улан-Удэ. Ездили из бассейна в номер, откуда не выходили. А в Олимпийской деревне была куча народа. Мы по первости даже стали сторониться людей, как будто впервые их увидели. Было очень смешно, и это прям запомнилось - то, что их было много, и все такие улыбчивые, жизнерадостные.
Крепко спали в Токио?
У меня детский, здоровый сон. Никаких переживаний не было. Я с годами, с опытом стала спокойнее воспринимать тренировки, выступления. Потому что мы всё делаем миллиард раз, у нас бывает миллиард прогонов. И на соревнованиях нужно просто сделать то, что мы делаем обычно. Как правило, сны снятся Свете или тренеру Татьяне Данченко. Они мне их потом пересказывают. Я же сплю без сновидений...
Вы ехали на Олимпиаду в Токио как записные фавориты. Это обязывало?
Из-за пандемии мы не видели своих главных конкуренток. Они такие же затворники, как и мы. Единственное, что знали - они сидели на закрытой базе. Мы же во время локдауна были дома, а они тренировались.
Конечно, мы всегда волнуемся. Нет задачи ехать за золотом, обязательно побеждать. Главное, в максимально выгодном свете выставить наши программы.
России правда пытаются палки в колёса вставлять? Из-за непобедимости синхронисток, например.
Нет, к нам уважительно относятся. Как и мы ко всем. Мы отлично дружим со всеми командами. Был момент, когда во время нашего выступления музыка прерывалась. Но так было не только у нас. У сборной Украины в групповом финале была подобная ситуация. Поставили чужую музыку. Даже у Японии музыка прерывалась! Так что эпизод с диджеем - просто жизненные обстоятельства. Мы прошли через это с достоинством.
У вас в дуэте были удивительные “паучьи” костюмы. Когда впервые увидели его, испугались?
Программу “Пауки” мы представили уже на чемпионате мира 2019 года. В Токио использовали эти же костюмы, немного доработав - добавили, например, стразы. Работали над образом с Татьяной Данченко и Светланой Ромашиной, вместе писали музыку для программы. И во время работы я поняла, что это для нас со Светой - идеальный образ. При этом мы пытались быть разными, не зря плавание называется артистическим. Нужно было разных пауков показывать.
В чём была главная особенность подготовки “паучьей” программы к Токио?
К Олимпиаде мы пытались её немного усложнить, хотя уже на чемпионате мира нам сказали: “Вау!” Первую линию мы делали вообще без вдохов! Поработали и над функционалкой.
Какими фразами обменялись с Ромашиной после победы в дуэте?
Мы были очень рады, и при этом - немного устали. Посчитали, сколько ещё нам предстоит вместе выступить. Оказалось, два раза. Понимали, что надо экономить эмоции. Предстоял ещё старт в группе. Просто сказали, что очень счастливы, поблагодарили тренеров. Уже на следующий день проснулись - и снова в бой.
Хотелось закутаться в российский флаг? Мешало, что было нельзя это сделать?
Мы больше переживали, что каждый день приходится сдавать тесты, ковидные протоколы. Боялись - вдруг с кем-то заразным пересеклись. Это затмило всё остальное. Было не до флага или гимна. Но когда мы стояли на пьедестале, я смотрела на флаг ОКР, на триколор, который на нём есть. И про себя пела гимн.
Я благодарна государству, что после прилёта из Токио нам организовали встречу с флагами и гимном, дали понять, что вся страна с нами, поддерживает. Мы гордимся возможности выступать за Россию. На Олимпиаде все знали, откуда мы, и говорили: Russia, Russia. Было немного смешно - мы сами не могли говорить, а другие постоянно это повторяли. Все знали, откуда мы.
Групповое золото в Токио - какие эмоции?
Каждое выступление - особенное, сложное. При этом подготовка к дуэту и группе совершенно разная.
У нас в Токио была премьера “Парада планет”, эту программу мы нигде не показывали. Только на закрытой базе “Озеро Круглое”, для своих. И мы не знали, “выстрелит” ли программа и как её воспримут судьи.
Поэтому самым приятным стало то, что после первой же нашей связки на Олимпиаде к нам подошли судьи. И сказали, что уже посмотрев на одну только связку, поняли, что нам можно больше ничего и не делать, просто купаться. Настолько интересно, динамично получилось. Было много перестроений. Всем понравились и наши купальники, которые нам специально сшили. Было сразу понятно, что именно мы изображаем. Судьи быстро поняли, что это прям: “Вау”.
Наша программа вызвала у людей просто невероятные эмоции!
Чем больше всего запомнилась Олимпиада?
В Токио хорошо, а дома - лучше. Но Олимпиада надолго запомнится всем абсолютно. Мне кажется, только японцы могли сделать эту Олимпиаду возможной. Ну и ещё Россия. Уровень организации - высочайший, каждый день новые тесты, проверки. Нужно было следить, чтобы люди не пересекались. Были также большие потери - из-за пустых трибун. Логистику нужно было грамотно выстроить.
Низкий поклон хозяевам Олимпиады, они большие молодцы. Все запомнят, что в период пандемии, когда во всём мире сложилась непростая ситуация, была проведена Олимпиада в Токио.
Мы ведь до последнего дня не знали точно, будет она или нет. Только когда приехали, поняли - да, будет!
ИНЦИДЕНТ С ЗАЖИМОМ, МИКСТ-ДУЭТ - КАК ПРОРЫВ, РОЗЫГРЫШ ТРЕНЕРА
Поговорим в целом о синхронном плавании. На тренировках или соревнованиях был какой-нибудь прям страшный момент?
Да, в 2010-м. Я была ещё совсем молоденькая. Меня поставили в группу, это был чуть ли не мой дебют. И под водой, уже во время соревнований, кто-то сбил мне зажим, а я не успела сразу надеть другой. Это было волнительно, так как произошло впервые. Пришлось дальше выступать без зажима и искать местечко, где надеть новый.
Главная неприятность заключается в том, что вода заливается в нос, когда “стоишь” в группе вниз головой. Поверьте, ощущения не из приятных.
Все выступают с зажимами?
Вообще, некоторые спортсменки выступают без. Но в нашей команде таких нет. Всё зависит от строения носа, тела. Бывает, что человек переворачивается под водой, и ему в нос вода не попадает. Иногда зажим сбивают, но ничего не поделаешь, нужно выполнять программу до конца. Главное в таком случае не показывать, что нет зажима.
А вообще, никогда не было фобии - захлебнуться?
Я в бассейне как рыба в воде. Нет страха, что не доделаю программу, потому что будет тяжело и потеряю сознание. Я гораздо больше боюсь летать, чем плавать. В воде мне абсолютно комфортно.
За свою карьеру вы много надевали разных костюмов, бывали в тех или иных образах. Что больше запало в душу?
Особняком стоят программы сборной. Они все по-своему разные, интересные, сложные. Из дуэтных я бы выделила “Рок”, она мне прям очень понравилась. Из других - “Малибу”, потому что в этой программе заложена мощная история. В каждой программе есть своя история, но в этой она была какая-то особенная. Мы с девчонками её реально “проживали”, пропускали через себя вместе с тренером.
Какие нововведения в синхронном плавании запомнили больше всего?
В 2015-м появились микст-дуэты, что стало резонансным событием. Многие влюбились в микст-дуэт. Это интересно и необычно, когда вместе парень и девушка выступают. Другие сочли, что мужчинам нечего делать в этом виде спорта. Но знаете, в фигурном катании женщины тоже когда-то внезапно появились, но сейчас к ним все привыкли. Как и к микст-дуэту в синхронном плавании - ребята выступают на чемпионатах Европы, мира. Думаю, их появление дало новый толчок для развития нашего вида спорта.
Чем занимаетесь с партнёрами по команде вне бассейна?
Мы вместе - 24 часа в сутки. На неделе есть только один выходной, благодаря которому удаётся общаться с родными и близкими. Кто-то проводит время с ними, кто-то ездит отдыхать. А вообще, когда столько лет с кем-то рядом, то очень привыкаешь к людям, без них становится тоскливо. Так что бывает, что и на праздники друг друга зовём.
Вас когда-нибудь разыгрывали в команде?
Перед стартами мы так сильно концентрируемся, что не до шуток. Так что в такие моменты друг друга не разыгрываем. Нам нужно думать об исполнении программы, поэтому долго проговариваем все технические детали. А вот на тренировках разное бывает. В 2013-м меня привязали к стулу и написали: “Выпустите меня, хочу плавать”. Разумеется, шутка была для тренера, он посмеялся.
Насколько у вас была прочная связь с партнёром по дуэту - Светланой Ромашиной, которая завершила карьеру?
Мы с ней уже столько вместе… Перед стартами реально думали об одном и том же. И в жизни киваем друг другу, всё понимаем без слов. Не только на физическом, но и на ментальном уровне у нас всё синхронизируется. Как будто “блютуз” друг к другу подключён.
Теперь, когда Ромашина ушла, у вас новый союз - с Варварой Субботиной. В мае следующего года – совместный чемпионат мира в Фукуоке. Как хорошо вы друг друга знаете?
Мы уже выступали в дуэте на чемпионате Европы в Глазго в 2018. Мне было с ней комфортно тогда работать. Она очень талантливая, перспективная, молодая спортсменка. Думаю, что работа с ней выйдет продуктивная, слаженная. Уверена, будет легко с Варей, она быстро соображает, что важно для дуэтницы. Варя вообще замечательная девочка, которая, вероятно, будет выступать на чемпионате мира ещё и соло. Думаю, у неё перспективное будущее, и я очень рада, что у нас – дуэт.
Каково быть топовой спортсменкой?
Не люблю внимания. К счастью, нас в жизни не узнают, потому что в бассейне мы накрашены, в желатине. И это прекрасно. Наш вид спорта не так прославлен, как футбол, фигурное катание, теннис. За нами не бегают, нас не преследуют. Поэтому нам живётся очень комфортно, спокойно.
У вас было много тренеров. Вспомните самую экстремальную тренировку…
Действительно, я начинала у Ирины Белоусовой в Гатчине, потом в Москве перешла к Ольге Васильченко. А уже от неё - к Татьяне Покровской.
Дико страшно было, когда впервые пришла в национальную команду. Это было в марте 2010 года. Передо мной, молодой и зелёной, стояли олимпийские чемпионки. Я не знала, что мне делать, как быть. Я боялась, в хорошем смысле слова. Было страшно сделать что-то неправильно.
ЖИЗНЬ СВЕТЛАНЫ ВНЕ БАССЕЙНА
Что вас ещё так же сильно влечёт, как спорт?
В сборной говорят, что у меня - математический склад ума. Так и есть! Я всегда больше любила математику, чем русский язык и литературу. Очень люблю считать. В училище олимпийского резерва я до ночи сидела с учителем математики и решала задачи, готовилась к экзаменам. Мне это было интересно. Не зря моя мама в своё время работала учительницей математики - видимо, увлечение передалось по генам.
Расскажите ещё о себе. Какая вы вне спорта, в повседневной жизни?
Сейчас много хожу на разные мероприятия, но вообще - домашняя. Скорее, выберу сон, отдых с мужем и собаками, своей семьёй. Из-за того, что всё время на сборах сидим, хочется просто побыть дома, лишний раз почувствовать, что такое семейный уют. Поэтому предпочитаю куда-нибудь слетать с мужем или с собаками походить по выставкам.
А вообще, ничего особенного про себя не могу сказать. Я такая, какая есть. Домашняя, в меру спокойная. Без сюрпризов (смеётся)!
Вы очень любите собак…
Могу говорить о них часами. Я всегда любила животных и с детства мечтала о собаке, но в училище её некуда было приткнуть. Сейчас у меня три собаки - два амстафа и чихуахуа. Я их обожаю! Это моя отдушина. Приходишь домой - и забываешь о спорте, абстрагируешься. Они очень понимающие - в нужный момент подходят, жалеют. Ведут себя весело, когда видят, что я грустная. Это мои члены семьи. Прям любимки.