Новости

Памятник Маяковскому на Триумфальной площади: Одному из символов столицы исполнилось ровно 62 года

Как площадь в центре превратилась в Гайд-парк
Триумфальная площадь, 1956 год. Тогда она называлась площадью Маяковского и только готовилась «принять» памятник поэту. Фото Собрание мультимедиа-арт-музея / Дмитрий Бальтерманц
Триумфальная площадь, 1956 год. Тогда она называлась площадью Маяковского и только готовилась «принять» памятник поэту. Фото Собрание мультимедиа-арт-музея / Дмитрий Бальтерманц
Проекты памятника Маяковскому. Фото из брошюры «Лауреаты ленинской премии»
Спустя десятилетия на площадь вернулись деревья. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Синий троллейбус. Фото АГН «Москва»
Александр Кибальников. Фото из брошюры «Лауреаты ленинской премии»
В конце 50-х – начале 60-х у памятника устраивали «дни поэзии», на которые стекались сотни москвичей. Фото Сборник «Площадь Маяковского. 1958–1965»
Триумфальная площадь, 1956 год. Тогда она называлась площадью Маяковского и только готовилась «принять» памятник поэту. Фото Собрание мультимедиа-арт-музея / Дмитрий Бальтерманц1/6

Нет, у вас не троится в глазах. Это действительно Триумфальная площадь, только не сегодня, а в 1956 году. Тогда она называлась площадью Маяковского и только готовилась "принять" памятник поэту, который установили ровно 62 года назад – 28 июля 1958-го

Простая и естественная поза

Проекты памятника Маяковскому.
Проекты памятника Маяковскому.
из брошюры "Лауреаты ленинской премии"

Когда-то здесь находился уютный сквер. В 1930-е годы его вырубили, пространство заасфальтировали. В 1938-м напротив открылась станция метро "Маяковская". Примерно тогда же было задумано установить тут памятник "главному поэту Революции". Война прервала работу над проектом. Она возобновилась только в начале 50-х. В конкурсе, который длился с 1950 по 1954 год и вместил 4 тура, принимали участие лучшие скульпторы СССР – Евгений Вучетич, Михаил Аникушин, Александр Кибальников. Проект последнего был почти единодушно признан лучшим.

"В большинстве своём авторы других проектов старались передать своё представление о Маяковском как о поэте народных масс чисто внешним путём, – говорится в брошюре 1962 года "Лауреаты Ленинской премии". – В одном случае Маяковский, подняв вверх руку, читает стихи; в другом – в той же высоко поднятой руке держит паспорт – "свою пурпурную книжицу"; в третьем есть и то и другое – одна рука призывно поднята, другая протягивает паспорт... Кибальников убрал напрочь всё это внешнее красноречие, поставив фигуру Маяковского на постамент в простой и естественной позе".

 

Поэт-агитатор, поэт-борец

Александр Кибальников.
Александр Кибальников.
из брошюры "Лауреаты ленинской премии"

Точное место для установки монумента выбирали долго. "На площади устанавливались временные макеты, чтобы определить высоту фигуры, её поворот, расположение памятника по отношению к зданиям, – сообщает та же брошюра. – Площадь оказалась трудной для освоения. Особенно много споров было по поводу размеров монумента. Остановились наконец на предложенном автором варианте: высота фигуры 5,9 м, постамента – 4 м".

Открытие состоялось через неделю после 65-летия со дня рождения поэта. "Величаво звучит над площадью Гимн Советского Союза, – рапортовала "Московская правда". – Спадает шёлковое покрывало. И вот, отлитая из бронзы, в полный рост шестиметровая фигура Маяковского предстаёт перед москвичами, запрудившими площадь. Смелый взгляд поэта-агитатора, поэта-борца устремлён в сторону восходящего солнца. В руке – записная книжка".

На постаменте высечены строки из поэмы Маяковского "Хорошо!":

И я,

как весну человечества,

рождённую

в трудах и в бою,

пою

моё отечество,

республику мою!

– Я бы процитировал другие его строки, – говорит в интервью Metro Константин Полещук, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея Москвы. – Они обращены к Пушкину: "После смерти нам стоять почти что рядом – вы на Пе, а я на эМ". Поэт имел в виду книжные полки в библиотеке. Допускаю, что Кибальников стремился исполнить мечту Маяковского, но в более масштабном виде. И ему это удалось. Монумент появился на одной улице с памятником Пушкину на расстоянии менее километра от него. А сама улица (ныне Тверская) после этого окончательно превратилась в самую "литературную" магистраль города – на трёх главных её площадях мы видим Пушкина, Маяковского и Горького.

Синий троллейбус

Синий троллейбус.
Синий троллейбус.
АГН "Москва"

Когда мне невмочь пересилить беду,

Когда подступает отчаянье,

Я в синий троллейбус сажусь на ходу,

В последний, случайный.
Одну из самых известных своих песен Булат Окуджава посвятил троллейбусу МТБ-82, который практически всегда был окрашен в синий цвет. На фото именно он выруливает на Садовое кольцо.

Эта модель выпускалась в Москве с 1946 по 1950-е годы, затем производство перевели на завод имени Урицкого в Энгельсе. В 50-е годы "эмтэбэшки", рассчитанные на 86 пассажиров и способные разогнаться до 55 км в час, фактически являлись единственными троллейбусами, производившимися в СССР. Они были популярны в советских городах и поставлялись в страны социалистического блока: Югославию, Венгрию, Болгарию, Румынию.

В отличие от своих довоенных предшественников, МТБ-82 имел цельнометаллический корпус. Дизайн кузова был позаимствован у американского автобуса "Дженерал Моторс" 1938 года выпуска. К слову, с него срисовали и советский трамвай МТВ-82, а также автобус ЗиС-154.

"Пекин" и старое здание "Современника"

Спустя десятилетия на площадь вернулись деревья.
Спустя десятилетия на площадь вернулись деревья.
Василий Кузьмичёнок, "Metro"

Гостиницу "Пекин" зачастую называли восьмой высоткой. Она ниже классических сталинских небоскрёбов, но стиль тот же (ампир), да и спроектировал её Дмитрий Чечулин, создатель высотного здания на Котельнической набережной. Построенная в середине 50-х гостиница должна была символизировать дружбу СССР с Китаем. Тут находился ресторан с экзотической китайской кухней. Помните у Галича: "Я с Нинулькою гулял, с тёти Пашиной, и в "Пекин" её водил, и в Сокольники"?

Трёхэтажного кирпичного здания между отелем и макетами памятника сегодня уже нет. Его построил полтора века назад купец Гладышев. В 1910-м сюда въехал "Альказар" – первый в Москве театр-варьете. 31 декабря 1919 года в доме прошёл новогодний митинг-концерт с участием Ленина и Крупской. Затем здесь поочерёдно квартировали известные театры – Сатиры, Эстрады, "Современник". Последний в 1974-м переехал на Чистопрудный бульвар. В том же году здание снесли. Сегодня на его месте платная парковка.

Московский Гайд-парк

В конце 50-х – начале 60-х у памятника устраивали
В конце 50-х – начале 60-х у памятника устраивали
Сборник "Площадь Маяковского. 1958–1965"

Гостиницу "Пекин" зачастую называли восьмой высоткой. Она ниже классических сталинских небоскрёбов, но стиль тот же (ампир), да и спроектировал её Дмитрий Чечулин, создатель высотного здания на Котельнической набережной. Построенная в середине 50-х гостиница должна была символизировать дружбу СССР с Китаем. Тут находился ресторан с экзотической китайской кухней. Помните у Галича: "Я с Нинулькою гулял, с тёти Пашиной, и в "Пекин" её водил, и в Сокольники"?

Трёхэтажного кирпичного здания между отелем и макетами памятника сегодня уже нет. Его построил полтора века назад купец Гладышев. В 1910-м сюда въехал "Альказар" – первый в Москве театр-варьете. 31 декабря 1919 года в доме прошёл новогодний митинг-концерт с участием Ленина и Крупской. Затем здесь поочерёдно квартировали известные театры – Сатиры, Эстрады, "Современник". Последний в 1974-м переехал на Чистопрудный бульвар. В том же году здание снесли. Сегодня на его месте платная парковка.