
Нет, у вас не троится в глазах. Это действительно Триумфальная площадь, только не сегодня, а в 1956 году. Тогда она называлась площадью Маяковского и только готовилась "принять" памятник поэту, который установили ровно 62 года назад – 28 июля 1958-го
Простая и естественная поза

Когда-то здесь находился уютный сквер. В 1930-е годы его вырубили, пространство заасфальтировали. В 1938-м напротив открылась станция метро "Маяковская". Примерно тогда же было задумано установить тут памятник "главному поэту Революции". Война прервала работу над проектом. Она возобновилась только в начале 50-х. В конкурсе, который длился с 1950 по 1954 год и вместил 4 тура, принимали участие лучшие скульпторы СССР – Евгений Вучетич, Михаил Аникушин, Александр Кибальников. Проект последнего был почти единодушно признан лучшим.
"В большинстве своём авторы других проектов старались передать своё представление о Маяковском как о поэте народных масс чисто внешним путём, – говорится в брошюре 1962 года "Лауреаты Ленинской премии". – В одном случае Маяковский, подняв вверх руку, читает стихи; в другом – в той же высоко поднятой руке держит паспорт – "свою пурпурную книжицу"; в третьем есть и то и другое – одна рука призывно поднята, другая протягивает паспорт... Кибальников убрал напрочь всё это внешнее красноречие, поставив фигуру Маяковского на постамент в простой и естественной позе".
Поэт-агитатор, поэт-борец

Точное место для установки монумента выбирали долго. "На площади устанавливались временные макеты, чтобы определить высоту фигуры, её поворот, расположение памятника по отношению к зданиям, – сообщает та же брошюра. – Площадь оказалась трудной для освоения. Особенно много споров было по поводу размеров монумента. Остановились наконец на предложенном автором варианте: высота фигуры 5,9 м, постамента – 4 м".
Открытие состоялось через неделю после 65-летия со дня рождения поэта. "Величаво звучит над площадью Гимн Советского Союза, – рапортовала "Московская правда". – Спадает шёлковое покрывало. И вот, отлитая из бронзы, в полный рост шестиметровая фигура Маяковского предстаёт перед москвичами, запрудившими площадь. Смелый взгляд поэта-агитатора, поэта-борца устремлён в сторону восходящего солнца. В руке – записная книжка".
На постаменте высечены строки из поэмы Маяковского "Хорошо!":
И я,
как весну человечества,
рождённую
в трудах и в бою,
пою
моё отечество,
республику мою!
– Я бы процитировал другие его строки, – говорит в интервью Metro Константин Полещук, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея Москвы. – Они обращены к Пушкину: "После смерти нам стоять почти что рядом – вы на Пе, а я на эМ". Поэт имел в виду книжные полки в библиотеке. Допускаю, что Кибальников стремился исполнить мечту Маяковского, но в более масштабном виде. И ему это удалось. Монумент появился на одной улице с памятником Пушкину на расстоянии менее километра от него. А сама улица (ныне Тверская) после этого окончательно превратилась в самую "литературную" магистраль города – на трёх главных её площадях мы видим Пушкина, Маяковского и Горького.
Синий троллейбус

Когда мне невмочь пересилить беду,
Когда подступает отчаянье,
Я в синий троллейбус сажусь на ходу,
В последний, случайный.
Одну из самых известных своих песен Булат Окуджава посвятил троллейбусу МТБ-82, который практически всегда был окрашен в синий цвет. На фото именно он выруливает на Садовое кольцо.
Эта модель выпускалась в Москве с 1946 по 1950-е годы, затем производство перевели на завод имени Урицкого в Энгельсе. В 50-е годы "эмтэбэшки", рассчитанные на 86 пассажиров и способные разогнаться до 55 км в час, фактически являлись единственными троллейбусами, производившимися в СССР. Они были популярны в советских городах и поставлялись в страны социалистического блока: Югославию, Венгрию, Болгарию, Румынию.
В отличие от своих довоенных предшественников, МТБ-82 имел цельнометаллический корпус. Дизайн кузова был позаимствован у американского автобуса "Дженерал Моторс" 1938 года выпуска. К слову, с него срисовали и советский трамвай МТВ-82, а также автобус ЗиС-154.
"Пекин" и старое здание "Современника"

Гостиницу "Пекин" зачастую называли восьмой высоткой. Она ниже классических сталинских небоскрёбов, но стиль тот же (ампир), да и спроектировал её Дмитрий Чечулин, создатель высотного здания на Котельнической набережной. Построенная в середине 50-х гостиница должна была символизировать дружбу СССР с Китаем. Тут находился ресторан с экзотической китайской кухней. Помните у Галича: "Я с Нинулькою гулял, с тёти Пашиной, и в "Пекин" её водил, и в Сокольники"?
Трёхэтажного кирпичного здания между отелем и макетами памятника сегодня уже нет. Его построил полтора века назад купец Гладышев. В 1910-м сюда въехал "Альказар" – первый в Москве театр-варьете. 31 декабря 1919 года в доме прошёл новогодний митинг-концерт с участием Ленина и Крупской. Затем здесь поочерёдно квартировали известные театры – Сатиры, Эстрады, "Современник". Последний в 1974-м переехал на Чистопрудный бульвар. В том же году здание снесли. Сегодня на его месте платная парковка.
Московский Гайд-парк

Гостиницу "Пекин" зачастую называли восьмой высоткой. Она ниже классических сталинских небоскрёбов, но стиль тот же (ампир), да и спроектировал её Дмитрий Чечулин, создатель высотного здания на Котельнической набережной. Построенная в середине 50-х гостиница должна была символизировать дружбу СССР с Китаем. Тут находился ресторан с экзотической китайской кухней. Помните у Галича: "Я с Нинулькою гулял, с тёти Пашиной, и в "Пекин" её водил, и в Сокольники"?
Трёхэтажного кирпичного здания между отелем и макетами памятника сегодня уже нет. Его построил полтора века назад купец Гладышев. В 1910-м сюда въехал "Альказар" – первый в Москве театр-варьете. 31 декабря 1919 года в доме прошёл новогодний митинг-концерт с участием Ленина и Крупской. Затем здесь поочерёдно квартировали известные театры – Сатиры, Эстрады, "Современник". Последний в 1974-м переехал на Чистопрудный бульвар. В том же году здание снесли. Сегодня на его месте платная парковка.