Новости

Переворот в Гвинее не был неожиданным

В небольшой африканской стране произошёл военный переворот. Metro выяснило, почему это случилось и что будет дальше в регионе
Переворот в Гвинее не был неожиданным
использует бокситы из Гвинеи. Многие гвинейцы встретили новость о перевороте с радостью. Фото AFP

Утром 5 сентября в Гвинее военные под командованием полковника Мамади Думбуи заявили, что захватили 83-летнего президента страны Альфу Конде.

Уже на следующий день они предоставили публике снимок задержанного президента. На нём он выглядит скорее недовольным, чем напуганным. Военные заявили, что не тронут президента и предоставят ему доступ к личному врачу на фоне требований ООН и ряда стран, в частности России, отпустить главу страны. Вместе с этим полковник Думбуя в обращении в Facebook объявил о роспуске правительства, приостановке Конституции и закрытии границ – и воздушных, и сухопутных.

Вообще, госпереворот для Гвинеи не неожиданность – с начала века это уже второй захват власти военными. Первый был в 2008 году, и у такой частоты кризисов есть причина.

– Политическая нестабильность в Гвинее объясняется несколькими факторами. Прежде всего, это очень высокий уровень нищеты, инфляция и факт, что доходы от иностранных инвестиций идут небольшой группе людей во власти, – объясняет ситуацию Metro Наталия Пискунова, политолог и доцент факультета мировой политики МГУ. – Для политического процесса в Гвинее характерен именно военный захват власти, потому что на протяжении всей своей независимой истории у них фактически не было неоспариваемого перехода власти из одних рук в другие.

Во многих африканских СМИ, в частности в гвинейском Guinee Matin, появилась информация, что жители страны встретили арест президента с радостью. Толпы людей вышли на улицы, чтобы приветствовать новую власть.

– Да, такое может быть, что гвинейцы приветствуют переворот. Альфу Конде уже более 80 лет, передачи власти не было, поэтому неудивительно, что им недовольны и его винят во всех проблемах государства, – говорит эксперт. – У африканцев всегда есть надежда, что придёт сильная власть и наконец-то установит порядок. В Африке, как вы знаете, проблем очень много.

Это действительно так: в регионе постоянно происходят политические кризисы. За последние полгода это уже третий переворот – сначала мятеж состоялся в Мали,  позже произошло покушение на президента Мадагаскара. И пока неясно, какая страна станет следующей в этой цепочке. В большинстве африканских стран – за исключением Эфиопии, ЮАР и отчасти Либерии – долгое время не было демократии, поэтому там отсутствуют стабильный электоральный цикл и сменяемость власти.

– Самый опасный сценарий для любой африканской страны – афганский, когда к власти приходят террористы, – говорит Наталия Пискунова. – Однако пока вероятности такого сценария мы, к счастью, не видим.

При чём тут алюминий?
Гвинея занимает первое в мире место по запасам бокситов – сырья для получения алюминия. После переворота бокситы подорожали на рекордные 4,3% с 2011 года – до 2775,25 долл. за тонну. Это невыгодно для "Русала", в состав которого входят два предприятия в Гвинее – боксито-глинозёмный завод Friguia и горнодобывающий комбинат "Компания бокситов Киндии". В итоге "Русал" может потерять до трети производства алюминия, а компенсировать эти потери будет неоткуда. Основатель компании Олег Дерипаска в Telegram-канале подтвердил, что ситуация в Гвинее встряхнёт рынок алюминия.

20% мирового производства использует бокситы из Гвинеи.