Новости

Президент не знает, что его изобразили на фреске в новом храме

В главном Храме Минобороны будет фреска с лицами современных политиков
Президент не знает, что его изобразили на фреске в новом храме
Леонид Калинин. Фото РИА Новости

На одном из фрагментов “картин”, посвящённых возвращению Крыма в состав России, в народной массе можно узнать лица министра обороны Сергея Шойгу, спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, председателя Госдумы Вячеслава Володина, секретаря Совбеза Николая Патрушева, директора ФСБ Александра Бортникова и начальника Генштаба ВС Валерия Герасимова.

Действительно ли их пытался изобразить художник, Metro выяснило у члена Патриаршего совета по культуре Леонида Калинина.

На фресках в строящемся храме Вооружённых сил России на стене, посвящённой возвращению Крыма, действительно есть портреты ныне действующих политических лидеров – Владимира Путина, Сергея Шойгу, Валентины Матвиенко, Вячеслава Володина и других. Или это “похожие на них люди”?

– Среди народа, который в абсолютном большинстве был за воссоединение, где-то вкраплениями будут находиться и эти лица. Не было такой цели – рисовать их портреты. Это не является политической акцией. Но мы не можем выбросить имена президента или министра обороны из истории страны. Когда происходило возвращение Крыма в состав России, именно они принимали в этом самое активное участие, сыграли, может быть, ключевую роль. Да, сегодня они узнаваемые, а завтра многие, может быть, уйдут в историю. Но они тогда принимали решения и взяли на себя ответственность за жизни людей.

Изображение – обычных – не святых – людей в храме не нарушает церковные каноны?

– По канонам церкви мирян можно изображать в храме, но у них над головами не рисуют нимбы. И у нас в храме много изображений людей, которые не были причислены к лику святых. И Суворов Александр Васильевич, и Кутузов Михаил Илларионович, и многие другие прославленные полководцы. Без их изображений некоторые композиции в храме, посвящённом истории воинства и покровительству божьему над русскими войсками, будут неполноценными. Они должны быть там. Это даст достоверность изображаемого. Все наши победы под Богом. Мы верим, что ни одна победа без воли Бога не совершалась.

Что касается изображения Сталина – это был самый сложный вопрос. Он был Верховным главнокомандующим. Он принимал ключевые решения, приведшие нас к Победе. Мы знаем, насколько это контрастная фигура – и страшный террор, и все остальные ужасные вещи. Но как мы его выкинем из истории? Мы не пишем историю, не редактируем, а только фиксируем.

В храме Божием бывают изображены не только святые, но и простые смертные, которые сыграли важную роль в истории. Нельзя их вычеркнуть.

Президент или министр обороны знают, что там изображены?

– Мы никого не ставили в известность. Это не их вопрос. Их вопрос был принимать сложные решения. А наш вопрос, как художественного совета, определить возможность изображения в том или ином месте, установить соразмерность их изображения. Так что мы в этом смысле никого не оповещали, никто нам никаких команд не давал.

На фреске нет акцента на них, как на каких-то особых персонажах. Мы никого не канонизируем, и мысли такой не было. Такие выдающиеся исторические личности, как Путин или Шойгу, или Матвиенко – они принимали решения о возвращении Крыма в состав России. И это делалось для того, чтобы не пролилась кровь! Благодаря им она не пролилась. И было бы странно их не упомянуть – это было бы исторической неблагодарностью.  

Эта фреска находится в западной, дальней от алтаря части храма. Там много изображений посвящено победной тематике.

Нет опасения, что теперь люди будут больше собираться перед этой фреской, чем перед Ликом?

– С подачи средств массовой информации, которые почему-то обычно выискивают именно такие моменты, возможно, будет какой-то ажиотаж. Но я вас уверяю, что для всех, кто захочет увидеть, это увидится совсем по-другому. Там нет гипертрофированного акцента. Просто эти люди присутствуют среди народа, который не пролил крови при присоединении Крыма.