В четырёхдневном экопутешествии, проходившем под патронажем столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды, приняли участие 49 транспортных средств. В основном, это были гибридные машины и мотоциклы. Главной целью автопробега была популяризация экотранспорта.
Экологичный автотранспорт
Автопробег состоял из четырёх этапов, в каждом из них проводился конкурс – какая из машин употребит в пути меньше бензина, та и побеждает.
Всегда выигрывали "гибриды", авто, в которых, помимо традиционного двигателя внутреннего сгорания, присутствует электродвигатель. Гибридный автомобиль имеет массу преимуществ перед "бензиновым" коллегой. У него небольшой расход топлива, а главное, он меньше выбрасывает в атмосферу различные загрязнения.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ОБ ЭКОАВТОПРОБЕГЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ.
Ещё более экологичные электромобили в столь долгое путешествие отправиться не могли физически – просто потому, что в России на трассах между городами пока не установлены зарядные станции. Однако электрокар – идеальный с точки зрения экологии автомобиль, поэтому организаторы всё-таки взяли его с собой, только везли на автовозе и спускали на дорогу лишь в крупных городах.
– У меня личного электромобиля нет, но у друзей есть Tesla – я иногда катаюсь, – рассказал Metro глава природоохранного департамента столицы Антон Кульбачевский. – Когда впервые сел за руль, оценил – это действительно автомобиль XXI века. Несмотря на то, что он не такой комфортный, как, скажем, машины представительского класса, у него есть куча преимуществ. Получаешь много новых ощущений, сидя за рулём. Он дорогу лучше "держит", так как центр тяжести ниже, входит в поворот на скорости 150 км/ч, он бесшумный, в нём сумасшедшая динамика. Если Porshe разгоняется за 3,1 секунды, то в электромобиле стоит специальный ограничитель на колёсах! Дело в том, что электродвигатель даёт обороты всего за секунду – резина может остаться на асфальте, и ты поедешь на дисках (улыбается). Вот зачем нужен замедлитель. Если двигатель внутреннего сгорания наоборот совершенствуют, делают тот же турбонадув, чтобы сократить время разгона, то у элеткромобилей обратная проблема. Старт колоссальный! И ни одной кнопки нет – всё на экране. В общем, получаешь новые ощущения как автопользователь, нужно самому пробовать, чтобы понять.
Мы поинтересовались у гендиректора ООО "Электромобили" Василия Пановицина, какой же он – житель России, который уже сейчас пользуется электромобилем.
– Это состоятельный энтузиаст! – ответил он. – VIP-персоны, люди, которые в теме. Роман Абрамович, депутаты Совета Федерации, Государственной думы. Люди состоятельные, которые ищут что-то новое. Впрочем, в мире намечается бум на использование таких автомобилей. В Норвегии уже 30 процентов от всех продаваемых машин – электромобили. А к 2025 году там вообще хотят прекратить продажи авто на бензине. В Германии тоже об этом говорят. Рынок в России пока не расширяется, но тот же автопробег – хорошая пропаганда.
"Зелёные" акции
За время автопробега мы останавливались в четырёх крупных городах – Воронеже, Ростове-на-Дону, Новороссийске и Севастополе. И в некоторых улучшали экологическую обстановку.
Так, в центре Ростова удалось показать горожанам все преимущества раздельного сбора мусора. К слову, здесь в этом смысле уже давно мыслят прогрессивно, во всяком случае, в городе мы нашли немало контейнеров для сбора пластика, макулатуры и металла.
В Южном районе Новороссийска заместитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Сергей Мельников был среди тех, кто заложил камень под строительство уютного зелёного сквера, где будет много деревьев и цветов, что должно улучшить местную экообстановку. Сквер откроют уже в сентябре, а событие приурочено к 80-летию основания Краснодарского края.
Наконец, на Столетовском проспекте Севастополя была заложена "аллея дружбы" - посадили двадцать саженцев кипариса. Фотокорр Metro Василий Кузьмичёнок был среди тех, кто выкопал ямку и, бережно достав из мешочка саженец, посадил его в землю.
Проинспектировав все эти города, мы убедились, что везде остаются одни и те же проблемы – наличие загрязняющих атмосферу предприятий, загазованность на дорогах и пробки, отсутствие эковоспитания населения, но, к счастью, нигде не было безнадёжных ситуаций, а кроме того, всё эти проблемы вполне можно преодолеть, было бы только желание - как у городских властей, так и у жителей.
ЭКОЛАБОРАТОРИЯ
Во время автопробега поработали специалисты передвижной лаборатории ГПБУ "Мосэкомониторинг”, которые перемещались на большой "Газели", напичканной ультрасовременными приборами.
– Наша лаборатория создана для контроля уровня загрязнения воздуха, а также для измерения метеопараметров – скорости и направления ветра, – рассказывает Metro инженер "Мосэкомониторинга" Павел Иванов. – В Москве существует всего три таких лаборатории. Конкретно в нашей машине установлены газоанализаторы, которые измеряют различные вещества – оксид углерода, окись азота, аммиак, сероводород, диоксид серы и взвешенные вещества, то есть, частицы пыли. В Ростове всё было в пределах нормы, в Новороссийске показатели тоже были достойные, никаких превышений!
Учёные проводили замеры лишь в двух точках, поэтому полученные данные не дают полного представления об экоситуации в городах.
– Вот мы приехали в одну точку, провели замеры, а там – свежий воздух, - говорит Metro первый заместитель директора "Мосэкомониторинга" Марина Вруд. – А в другом месте того же города, допустим, мог быть автотранспорт, и тогда было бы превышение. Понятно, что нужен настоящий мониторинг. Вот в Москве есть стационарные станции контроля, они каждый день отслеживают ситуацию. Мы видим динамику, понятно, что происходит в определённых районах города. Можно было, конечно, во время автопробега провести замеры и возле заводов, но, сами понимаете, у нас насыщенная программа, сложно выкроить время.
ИНТЕРВЬЮ БАЙКЕРА
В автопробеге участвовали мотоциклисты, которые передвигались на дорогих байках, в красивых куртках с брутальными надписями. Мы узнали у Гриши Ганса, насколько важна для байкеров экология.
Как узнали про автопробег?
Сообщили друзья, пригласили. Выяснил, нет ли какой-нибудь одиозной политики. Так-то тема экологии мне близка. Я ветеран “Зелёного патруля”, в 70-х годах занимался сохранением зелёных наслаждений. Условия пробега вообще порадовали, вот мы и двинулись в путь.
Зачем нужны экологически чистые авто?
О пользе таких машин рассуждать глупо. Она очевидна. Только их стоимость хотелось бы снизить. Мы вот ехали на мотоциклах – мало потребляли бензина, нагрузка на почву меньше, и, что интересно, приезжаем всё время быстрее остальных.
Раздельный сбор мусора – как вы к этому относитесь?
Ну, я помню он был ещё в Советском Союзе. Куда подевались хорошие явления? Вся Европа так живёт. Да я думаю, весь мир, кроме Африки. Я лично буду пользоваться такими баками, и детей своих приучать к ним.
Были ли у вас нарекания к воздуху в городах, где мы были?
Общался с селянками во всех городишках, где мы имели честь останавливаться. Все крайне не удовлетворены экообстановкой. Я не специалист, но бросалось в глаза вот что – трубы как в крематории, адский дым из них во всю округу. Дикие урбанистические пейзажи, там, где могла быть природа, газоны, зелёные насаждения.
Где было хуже всего?
Всё размазано тонким слоем по России-матушке.
Понравился опыт?
Я же ветеран "Зелёного патруля". В 1975 году был пионером и гонял уже октябрят. За каждый сорванный листок они получали по фофану. Вообще, я всегда за такие мероприятия, как экоавтопробег.
А как вы относитесь к электромотоциклам?
Появятся деньги на них, я бы взял. Честно, не знаю, доступны ли они. Но всё быстро меняется.