Новости

Старообрядцы, готика и надвратная колокольня: экскурсия по Бауманской улице

Репортёр Metro прогулялся с читателем Metro
Старообрядцы, готика и надвратная колокольня: экскурсия по Бауманской улице
Во время прогулки по Бауманской улице Ирина советует зайти в «Гастроферму» – гастрономическое пространство, в котором можно попробовать блюда кухонь всего мира. Фото Василий Кузьмичёнок
Во время прогулки по Бауманской улице Ирина советует зайти в «Гастроферму» – гастрономическое  пространство, в котором можно попробовать блюда кухонь всего мира. Фото Василий Кузьмичёнок
Дом Карасёва давно снесли, а сохранившаяся колокольня разрушается прямо на глазах и уже много лет нуждается в реставрации. Фото Василий Кузьмичёнок
Дом Рахмановых находится на пересечении Бауманской и Бакунинской улиц. Фото Василий Кузьмичёнок
Сейчас дом Фролова – жилой, на каждом этаже – по одной квартире. Фото Василий Кузьмичёнок
Инфографика – Андрей Казаков. Фото "Metro"
Во время прогулки по Бауманской улице Ирина советует зайти в «Гастроферму» – гастрономическое пространство, в котором можно попробовать блюда кухонь всего мира. Фото Василий Кузьмичёнок1/5

Metro продолжает узнавать Москву с новых сторон вместе с нашими читателями и рубрикой "Мой район". На этот раз знакомимся с Бауманской улицей и её историческими достопримечательностями.

Фамильное место
Для новой героини нашей рубрики Ирины Леонтьевой Басманный район связан, в первую очередь, с семейной историей.

– В 1937 году здесь родился мой отец, – рассказала Ирина. – Семья тогда жила в полуподвальном помещении в небольшом доме. Но, несмотря на непростые условия жизни, мои бабушка и дедушка прививали детям, в том числе и моему отцу, любовь к прекрасному: к литературе, истории, музыке, наукам. Думаю, этому способствовал район и его атмосфера. Тут и театры, и ведущие университеты, и вековые постройки. В том же Бутово такого точно не встретишь!

Сама Ирина родилась в другом районе, но сюда её тянут воспоминания о семье и о нескольких "рабочих" годах, которые прошли на Бауманской улице.

Вдохновение каждый день
С Ириной мы встречаемся около станции метро "Бауманская": именно отсюда начинался её ежедневный путь в офис, в котором она проработала несколько лет.

– Красоты Бауманской улицы начинаются прямо здесь, у выхода из метро, – улыбнулась она, показав на разноцветную мозаику. – На этих землях раньше – в 16–17-х веках – располагалась Немецкая слобода, где селилось множество немцев. Тогда так называли не только уроженцев Германии, но и вообще любых иностранцев, не знавших русского языка, то есть "немых". Панно изображает их поселение на правом берегу Яузы, правда появилась эта мозаика уже в советское время.

Следующая изюминка улицы находится буквально в нескольких метрах от панно. Это – бывший доходный дом купцов-старообрядцев Рахмановых.

– Здание в том виде, в котором мы наблюдаем его сейчас, построил в конце 19-го века архитектор Иван Кондратенко, – пояснила Ирина. – Если приглядеться, можно заметить, что первая буква фамилии домовладельцев выставлена в картуше на третьем этаже фасада. Он тоже необычный – с модной в те годы лепниной.

Дом Рахмановых находится на пересечении Бауманской и Бакунинской улиц.
Василий Кузьмичёнок
Дом Рахмановых находится на пересечении Бауманской и Бакунинской улиц.

Послание старообрядцев
Далее путь Ирины на работу пролегал через колокольню, а точнее через остов, который от неё остался. Кажется, будто она пережила пожар 1812-го или бомбёжку Второй мировой.

– В конце 19-го века здесь находился двор купцов Карасёвых, тоже старообрядцев, – рассказала Ирина. – В те годы в России ещё не было свободы вероисповедания и старообрядцы не могли открыто строить собственные храмы. Поэтому купец Иван Карасёв создал такую церковь в своём доме. Позже, когда Николай II подписал указ о веротерпимости (1905 год), Карасёв перенёс эту церковь в небольшую постройку во дворе и пристроил к ней деревянную звонницу.

По словам Ирины, в 1915 году вместо неё была построена трёхъярусная надвратная колокольня, которая чудом дожила до 2020 года без единой реставрации. Сейчас она рассыпается прямо на глазах.

Дом Карасёва давно снесли, а сохранившаяся колокольня разрушается прямо на глазах и уже много лет нуждается в реставрации.
Василий Кузьмичёнок
Дом Карасёва давно снесли, а сохранившаяся колокольня разрушается прямо на глазах и уже много лет нуждается в реставрации.

Псевдоготика и витражи
– Этот дом – мой любимый! – воскликнула Ирина, когда мы дошли до нехарактерного для московской застройки здания. – Всегда любовалась и восхищалась им, когда работала здесь. Он действительно необычный, настоящий готический особняк!

 Пока мы осматривали здание, Ирина рассказала, что когда-то это был доходный дом крестьянина Антона Фролова, построенный по проекту архитектора Виктора Мазырина.
 
– Он один из самых востребованных авторов московского модерна, называвший себя реинкарнацией строителя египетских пирамид, – пояснила Ирина. – Самая известная его работа – особняк Морозова на Воздвиженке, стилизованный под мавританскую архитектуру. Дом Фролова – тоже стилизация, но под готику, есть даже витражи. Столько всего, и на одной улице, вы только представьте! Эта улица и этот район радуют глаз, мотивируют, вдохновляют. И я рада, что мне выпал шанс здесь работать.

Сейчас дом Фролова – жилой, на каждом этаже – по одной квартире.
Василий Кузьмичёнок
Сейчас дом Фролова – жилой, на каждом этаже – по одной квартире.

Проведи экскурсию!
Уважаемый читатель! Если ты чувствуешь себя знатоком своей улицы, знаешь все культовые места родного района и можешь рассказать их историю – напиши нам! Присылай краткое описание экскурсии на konkurs@gazetametro.ru с пометкой "Мой район". Обязательно укажи своё имя и номер телефона. С авторами лучших предложений мы свяжемся и сделаем совместный материал.