Весь мир увидел, что негосударственная структура, имея весьма ограниченные ресурсы и относительно небольшое число сторонников, смогла парализовать одно из самых мощных и влиятельных государств на Земле и кардинально поменять ход истории.
– С приближением двадцатой годовщины одним из основных вопросов для американской общественности должен стать анализ ошибок, – заявил в беседе с Metro профессор Лондонской школы экономики и политических наук Фаваз Гергес. – США должны сопротивляться искушению сначала стрелять, а потом задавать вопросы. Это было причиной катастрофы во Вьетнаме, Ираке, Афганистане и за его пределами. Они поняли, что невозможно навязать демократию с помощью дула пистолета или манипуляций с общественным сознанием.
По словам профессора Прибрежного университета Каролины Джозефа Фитсанакиса, за эти двадцать лет стало ясно, что терроризм нельзя победить, просто потратив триллионы долларов.
Наиболее эффективной мерой в борьбе с терроризмом оказались хирургически точные удары по самим боевикам. Примером такой операции было "Копьё Нептуна", в результате которой был убит лидер "Аль-Каиды" Усама бен Ладен.
Эксперты полагают, что война с терроризмом в её нынешнем виде перестала быть актуальной. В США она запомнится ликвидацией бен Ладена и духовного лидера "Исламского государства" Абу Бакра аль-Багдади. Помимо этого, она останется в памяти как то, что привело к политическому расколу внутри американского общества и дефициту бюджета в стране.
За пределами же Америки об этой войне будут вспоминать по большей части негативно, поскольку в действительности она нанесла ущерб западным ценностям, заставив Запад выглядеть слабее, а не сильнее в глазах остального мира.
По мнению Фитсанакиса, недавний захват Афганистана талибами также вызывает новые опасения по поводу терроризма.
– Это может придать оптимизма сторонникам исламистской воинственности во всём мире. Вся эта ситуация может оживить радикальный ислам не только в Азии и на Ближнем Востоке, но и в Африке, – поделился опасениями Гергес.
Пятеро заключённых, обвиняемых в теракте 9/11:
Мустафа аль-Хавсави
Возраст: 53
Страна: Саудовская Аравия
По версии следствия, действовал как один из финансовых посредников в терактах 11 сентября. Однако в отчёте Комитета по разведке Сената США о пытках американских спецслужб есть внутренняя телеграмма ЦРУ, в которой руководитель допросов выразил сомнения относительно роли Аль-Хавсави и его причастности к организации теракта.
Рамзи бин аль-Шибх
Возраст: 49
Страна: Йемен
Бин аль-Шибха обвиняют в том, что он был посредником между "Аль-Каидой" и захватчиками самолётов, переводил деньги и передавал информацию. После
11 сентября он стал первым, кого в США идентифицировали как "20-го угонщика" – того, кто не смог принять участие в атаке, хотя должен был.
Аммар аль-Балучи
Возраст: 43
Страна: Кувейт
Был "ключевым офицером" своего дяди Халида Шейха Мохаммеда. Обвинения против него включают содействие террористам, деятельность в качестве курьера Усамы бен Ладена и разработку плана теракта.
Валид бин Атташ
Возраст: 42–43
Страна: Йемен
Отбирал угонщиков самолётов, участвовавших в терактах 11 сентября, и помогал в обучении. Прокуроры из Гуантанамо утверждают, что он помогал в подготовке взрывов в посольстве Восточной Африки в 1998 году.
Халид шейх Мохаммед
Возраст: 56–57
Страна: Kувейт
Считается главным организатором терактов. Был членом "Аль-Каиды" и руководил пропагандистским крылом с 1999-го до конца 2001 года.
Эксперт. Дж. Уэллс Диксон, старший юрист Центра конституционных прав, Нью-Йорк, США
- Почему пятеро обвиняемых всё ещё ожидают начала судебного разбирательства по прошествии стольких лет?
- Никто из связанных с тюрьмой в Гуантанамо не ожидает, что дело об 11 сентября действительно будет передано в суд. Военные комиссии оказались неспособны обеспечить правосудие ни касательно ответственных за теракт, ни касательно пыток и издевательств над обвиняемыми. Вместо этого комиссии создают всё более тонкий внешний лоск юридического "процесса", чтобы сохранить статус-кво, удерживая обвиняемых без связи с внешним миром и предотвращая разглашение информации о пытках и жестоком обращении.
- Значит, они никогда не предстанут перед судом?
- Всё идёт к тому, что обвиняемые в 11 сентября никогда не предстанут перед судом. Спустя двадцать лет после 11сентября остаётся неясным, какие правонарушения подлежат рассмотрению военными комиссиями. Также не ясно, какие нормы права регулируют деятельность этих комиссий. Остаются без ответа фундаментальные вопросы о применимости основных средств защиты в соответствии с Конституцией США, таких как право обвиняемого видеть доказательства и право на очную ставку со свидетелями обвинения. Комиссии также непоправимо дискредитированы тем, что правительство использует против обвиняемых доказательства, полученные под пытками.
В то же время из недавнего дела Маджида Хана, который признал себя виновным и сотрудничал со следствием в течение десяти лет, мы видим, что правительство не позволит обвиняемым использовать дело о пытках в качестве смягчающего обстоятельства при вынесении приговора. Неудивительно, что по прошествии почти двадцати лет военные комиссии вынесли только восемь приговоров, большая часть из которых в итоге была обжалована.
- Расскажите подробнее о нынешнем положении заключённых в Гуантанамо.
- Около 780 человек прошли через Гуантанамо, 39 на сегодняшний день там содержатся. Десятки человек находятся под следствием или отбывают наказание, в том числе Маджид Хан, который признал себя виновным и сотрудничал с правительством в течение десяти лет. США должны передать его в другую страну по окончании срока приговора в феврале 2022 года.