Спорт

"У девушек – свои плюсы!": 15-летняя российская автогонщица уже доросла до "Формулы 4"

Репортёр Metro поговорил с Ириной Сидорковой
"У девушек – свои плюсы!": 15-летняя российская автогонщица уже доросла до "Формулы 4"
Ирина Сидоркова. Фото предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова. Фото предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова. Фото предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова. Фото предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова. Фото предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова. Фото предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова. Фото предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова. Фото предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова. Фото предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова. Фото предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова. Фото предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова. Фото предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова. Фото предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова. Фото предоставила Ирина Сидоркова1/12

15-летняя автогонщица Ирина Сидоркова из Петрозаводска активно осваивается в "Формуле 4". Ещё в прошлом году она победила в Российской серии кольцевых гонок в кабине гоночного VW Polo, а уже в этом пересела за руль болида команды SMP Racing. Пока девушка выступает очень ярко и конкурирует с парнями на трассе – в Испании она уже попала в очковую зону. Но бывают и неудачи, в Грозном автогонщица заставила своих поклонников поволноваться, попав в аварию. Однако Ирина не из тех, кто пасует перед сложностями – все ждут, что она будет только прогрессировать. Репортёр Metro поговорил с юной спортсменкой и узнал, каково это – быть девушкой-пилотом.

– "Формула 4" насколько далека от "Формулы-1"?
– "Формулу 1" не зря называют "королевскими гонками". Это самые быстрые формульные машины, которые развивают максимальную скорость. Путь к "Ф1" лежит через картинг и ряд "младших" серий: "Формула 4", "Формула 3", "Формула 2". Похоже на школьную систему: начальная школа, старшие классы, выпускные экзамены в 11-м и поступление в университет. Так и на пути в "Формулу 1": из тысяч начинающих картингистов только нескольким самым талантливым и быстрым повезёт попасть в неё – после того, как они смогут набрать необходимое количество баллов. Если сравнивать "Формулу 4" с "Формулой 1", то разница не столько в скорости машин – "Ф4" и "Ф3" тоже очень быстрые, разгоняются до 250 км/ч на прямой. Дело, скорее, в том, что "Формула 1" – это вершина карьеры для любого пилота в "формулах", к этому стремятся все.

Ирина Сидоркова.
предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова.

– Как вам болид?
– Я занимаюсь автоспортом с шести лет, поэтому мои эмоции связаны больше не с внешним видом автомобиля, а со скоростью, сложностью техники и прочим. Впрочем, переход в "формульные" классы стал для меня некоторой неожиданностью. До этого я участвовала в кузовной серии на автомобиле с передним приводом, даже выиграла в прошлом году в зачёте "Национальный Юниор". Но осенью мне позвонили из программы развития российского автоспорта SMP Racing и предложили присоединиться к их молодёжной программе, чтобы перейти в "Формулу 4" и развиваться в этом направлении. Не скрою, мне всегда хотелось выступать в "формулах", но карьера до этого поворотного момента складывалась немного иначе. Благодаря SMP Racing всё изменилось буквально за неделю, и для меня это очень приятная неожиданность.

– Что самое сложное в тренировках?
– Чистого времени за рулём на трассе не так много. Большую часть тренировок приходится проводить на симуляторе – для изучения машины и трассы. Тренировки на автодроме состоят из четырёх-пяти 20-минутных сессий. Такой тестовый день расписан по минутам с утра и до позднего вечера. Подъём, спортивная разминка, работа с гоночным инженером и механиками по настройкам автомобиля, сам заезд, после него – изучение данных телеметрии, то есть различных датчиков скорости, температуры, торможения и так далее, подготовка к следующему заезду – и так целый день. Самое важное в тренировке – использовать каждую минуту.

– Вы провели уже несколько гонок в "Формуле 4"– насколько это круто?
– Самым сногсшибательным моментом было сесть и поехать. После этого уже началась работа, а не эмоции. Очень быстро пришло понимание, что заднеприводный болид "Ф4" совершенно не похож на мой гоночный VW POLO, за рулём которого я провела последние три года. Кстати, ещё одним таким "сногсшибательным" моментом стало физическое состояние мышц. На следующий день после первого дня тестов за рулем "Ф4" я не могла пошевелить руками и шеей – такая разница в нагрузках.

– Расскажите откровенно, есть у парней за рулём преимущества, если говорить объективно?
– Безусловно, есть. Могу привести в пример своих одноклассников. В первом классе в начале линейки стояли девочки – по росту они были выше. А к 6-7 классу мальчики вытянулись и стали крупнее девочек. Это нормальный физиологический процесс: ребята становятся физически сильнее по мере роста и взросления. Чтобы достичь сопоставимого результата, девушкам надо интенсивно тренироваться, причём в 2-3 раза сильнее, чем юношам. Но у девушек есть свои плюсы: высокая концентрация, более "разумный" подход, отсутствие чрезмерного риска и так далее.

Ирина Сидоркова.
предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова.

– Вы замечали снисходительное отношение парней?
– Скорее нет, чем да. Подробное отношение характерно для тех, кто не знает меня как автоспортсмена, а в российских соревнованиях такие люди редкость. Может быть, кто-то завидует моим результатам или моей медиа-активности, но обычно такое отношение встречается у людей, которые плохо себе представляют, что такое строить карьеру в автоспорте. Ребята, которые знают моё отношение к любимому делу, относятся ко мне с уважением. И это у нас взаимно!

– Понятно, Формула-1 очень закрыта от девушек, но допускаете ли вы мысль, что однажды попадёте туда?
– В "Формуле 1" уже были девушки, хотя на подиум и не поднимались. Я уверена, что девушки в "Ф1" появятся в ближайшие 10 лет. Вы посмотрите, как меняется отношение к теме "девушки и автомобиль" в обществе. Родители рассказывают, что ещё 20 лет назад у нас в России девушка за рулём была, скорее, исключением, а сейчас это просто рутина, и никто пальцем на нас не показывает. Значит, и в автоспорте девушек становится больше. Но я уже говорила, что пока математика против девушек в "Ф1". Ежегодно родители приводят в секции картинга по всему миру десятки тысяч мальчиков и только сотни девочек. А в старшие формульные серии из общего количества попадут один-два человека. Видите, как малы шансы девушек? Но сейчас Международная автомобильная федерация (FIA) стала уделять огромное внимание развитию женского автоспорта. С этого года появилась даже отдельная Женская Формула (W-Series).

– Есть у вас кумир в мире автогонок?
– Автоспорт – это не только "Формула 1". Есть огромное количество интересных серий, где существует свой мир пилотов и болельщиков. Это и ралли, и дрифт, а в США это ещё NASCAR и IndyCar, которые пользуются там, пожалуй, даже большей популярностью, чем "Формула 1". И моим примером или кумиром, если можно так сказать, сейчас является Даника Патрик – девушка, которая построила фантастическую карьеру в США как раз в этих сериях. В настоящее время она является, думаю, главным примером успешности современных женщин в автоспорте.

Ирина Сидоркова.
предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова.

– Когда вы впервые заинтересовались машинами? Разбираетесь в двигателях?
– Я пришла в картинг в 6 лет. За три года до этого посмотрела мультфильм "Тачки" и захотела так же уметь ездить. Причём желание не пропало со временем. Все три года до картинга моими любимыми игрушками были руль игровой приставки и прокатные детские машинки в парке культуры и отдыха. Что касается двигателей, то нет, я не механик, так что двигатель разобрать и собрать не смогу.

– На каких самых экзотических машинах катались?
– Разные были. Очень много разнообразных спортивных серийных и тюнингованных автомобилей. Из самых экзотических, наверное, "ЗИЛ-600 сил", построенный автоблогером Константином Заруцким "AcademeG". Только нужно понимать, что сейчас мне 15 лет, и прав у меня нет. Поэтому все мои тесты автомобилей проходят исключительно на автодромах в рамках тестовых дней. На обычных дорогах я пассажир или пешеход. Самое интересное, что два года назад я уже выступала в кузовах на Volkswagen, а с автодрома ехала пассажиром в детском кресле.

– Вам удаётся чем-то заниматься, помимо спорта?
– Хожу в школу. Плюс обязательно нахожу время на подруг и семью, на моих дедушку и бабушек.

–  Удаётся ли нормально в школе учиться, когда уроками занимаетесь?
– Учусь хорошо. Раньше была отличницей, но сейчас с моим графиком и пропусками уже на все пятерки учиться не получается. Но беру учебник с собой, дома хожу к репетиторам, да и учителя в школе идут навстречу, спасибо им огромное! А одноклассники уже привыкли. Я для них обычная одноклассница, ну и слава богу.

Ирина Сидоркова.
предоставила Ирина Сидоркова
Ирина Сидоркова.

– Какие самые большие заблуждения о "Формуле" есть у обывателей?
– Тут как в футболе: все болельщики являются лучшими специалистами…

– Как родители относятся к вашему нелёгкому увлечению?
– У меня в семье все дружат со спортом, в зал ходят почти каждый день. Мама каждое утро бегает – и в дождь, и в снег. Брат занимается сноубордом и батутом. А зарядка у нас вообще обязательная часть каждого утра. Семья меня поддерживает, хотя им очень трудно, ведь сами они не из мира автоспорта. Весь наш путь приходилось самим учиться и набивать шишки. И если бы сейчас они могли изменить прошлое, когда мне было шесть лет и я начала заниматься картингом, то даже не знаю, готовы ли бы они были повторить весь этот путь. Но одно точно: без семьи меня бы не было ни как человека, ни как спортсмена!