Тут почти нет текстовых подсказок, посетители смотрят экспонаты в полной темноте со звуковым сопровождением, искусство воспринимается через эмоции и сопереживание. Изображения людей на стенах оживают, лица меняют выражение, тела с помощью уникальных технологий взмывают в воздух. И во всём этом есть глубокий смысл.
– Технически выставка сделана на первоклассном уровне, – отмечает Ольга Шишко, заведующая отделом кино- и медиаискусства Пушкинского музея. – Всё безупречно: и звук, и изображение. Видеополотна засасывают нас внутрь, заставляют переживать.
– На этой выставке запрещены экскурсии, нет текстов, аудиогидов. Кроме того, мы рекомендуем не использовать телефон, чтобы не мешать другим посетителям светящимися экранами, – добавляет директор музея Марина Лошак. – С одной стороны, это очень пугает: музей открыт не только для тех, кто знает про Виолу и подготовлен к его творчеству, а для широкого круга людей. С другой – здесь каждый сможет присоединиться к художнику в его путешествии, погрузиться в глубокую медитацию, ведь Виола обращается к фундаментальным вопросам: рождению, смерти, трансформации.
1. "Квинтет изумлённых"
Одна из самых известных работ Виолы. На неё художника вдохновили картины Иеронима Босха, в творчестве которого он искал спасение после смерти отца. Здесь в лицах людей соединяется множество переживаний, с помощью замедленной съёмки детально воспроизводятся человеческие эмоции.
2. "Огненная женщина"
Над этим проектом художник работал очень долго. Были задействованы гигантские трубы с газом и каскадёрша, которая в течение одного дубля могла находиться перед ними не больше двух минут. По мысли Виолы, огненная женщина – символ уходящих страстей, последний образ, который видит человек перед смертью.
3. "Водные портреты"
Работа отсылает к теме воды как границы между нашим и потусторонним мирами. Сам Виола в 6 лет чуть не утонул. Он погрузился на морское дно, но не испугался. Напротив, увидел, какая там красота: чудесные камни, рыбы, другое состояние тела. 70-летний художник по сей день помнит эти фантастические ощущения, которые помогают ему не бояться смерти.
4. "Мученики"
Эту серию Виола создал специально для собора Святого Павла в Лондоне.Она показывает персонажей, проходящих через испытание четырьмя стихиями – землёй, воздухом, огнём и водой. Стихия, то есть природа, бывает не только красивой, но и невероятно опасной.