Знакомство со стратостатами началось, когда Никита пытался наладить Интернет в родной деревне. Медленная скорость не позволяла ему обыгрывать друзей в компьютерные "стрелялки". В результате он установил антенну на крыше пятиэтажки и стал "провайдером" для целого села. Но "бизнес" быстро прикрыл Роскомнадзор.
Во время работы над беспроводной сетью Никита понял, что основным препятствием для распространения радиоволн являются дома и деревья. Вывод напрашивался сам собой – нужно поднять антенну повыше, но мачты и вышки стоили дорого. В Интернете Никита наткнулся на аэростаты, способные поднимать груз на высоту от 500 до 3000 метров, и решил сделать такой самостоятельно. Первый же полёт прошёл удачно – шар взмыл в воздух на 800 метров.
Со временем его аэростатам нашлось применение в науке и рекламе: частные компании хотели протестировать спутники перед запуском на орбиту, а маркетологи жаждали попиарить свою продукцию подобно Илону Маску, запустившему в космос Tesla Roadster.
Илон Маск вызвал на баттл
Стратостат – это высотный аэростат, который способен подниматься на 35–40 километров – туда, где уже нет воздуха.
– Шар летит вверх со скоростью 4–5 м/c и за час достигает максимальной высоты. По мере подъёма газ расширяется и в конечном итоге разрывает латексную оболочку, после чего начинается посадка на парашюте, – рассказывает Metro Никита. – Но для испытаний полезной нагрузки больше подходят дрейфующие оболочки, сделанные из полиэтилена. Они способны выпускать излишки газа и зависать на высоте. Когда груз отстыковывается, оболочка продолжает дрейфовать до нескольких недель.
С помощью такой технологии в качестве полезной нагрузки в стратосферу был запущен символ российской космонавтики – "Рогозин на вишнёвой семёрке". Миссия завершилась успешно. Новость дошла до самого Илона Маска, который прокомментировал событие в своём Twitter и вызвал ребят на рэп-баттл.
Высота и радиация
Недавно Никита и его помощники использовали высотный аэростат для проверки спутников формата CubeSat (сверхмалые искусственные спутники Земли) в условиях, близких к космическим. В ходе полёта были протестированы системы питания, ориентации и навигации. Дозиметры зафиксировали уровень радиации в ближнем космосе, превышающий земной в 400 раз.
– Сейчас мы работаем над новым типом аэростата, способным долгое время пребывать в стратосфере, неделями и месяцами. Хотим опробовать технологию Super-Pressure, в которой гелий не теряется и не требуется периодический сброс балласта, что значительно повышает длительность миссий и управляемость: за счёт измерения высоты мы можем менять направление движения – на каждой высоте ветер дует в свою сторону.
Длительные миссии в стратосфере позволяют выполнять эксперименты и исследования, связанные с образованием серебристых облаков, магнитосферой земли, изучением озоновых дыр, что с Земли и с орбиты сделать невозможно.
Никита признался, что и сам не прочь отправиться в ближний космос. Тем более что опыт австрийца Баумгартнера доказывает, что полёт человека на стратостате вполне возможен.
39 километров. На такую высоту поднялся на воздушном шаре австриец Баумгартнер и совершил оттуда прыжок в скафандре.