Семнадцать лет назад, 6 февраля 2000 года, руководство нашей страны объявило о завершении операции по освобождению Грозного. Что, по сути, означало: Вторая чеченская война практически окончена.
Что до победы... В Первую чеченскую войну (1994–1996) нас разгромили. Прежде всего информационно. Главком ичкерийской пропаганды Мовлади Удугов мобилизовал не только либеральные российские СМИ и отдельных их сотрудников, но и ораву наших грантоедов-правозащитников. Они свой антироссийский хлеб отработали сполна.
Однако, как часто бывает, в стане победителей началась делёжка победных пряников и раздрай. Но, самое главное, ичкерийцы вусмерть рассорились с зарубежным посредником-перекупщиком. И конфликт в Чечне перестал приносить доход и Грозному, и Москве, и зарубежному посреднику: некуда стало вывозить контрабандно из грозненского аэропорта Северный драгоценные и редкоземельные металлы, оружие, ювелирку и прочие уворованные ценности. Война потеряла смысл. Да ко всему Ельцин с последователями Гайдара в тогдашнем правительстве России доигрались-таки до дефолта.
Вот тут-то фактически уже постъельцинский Кремль добился колоссальной политической победы. После долгих поисков союзников в чеченской элите ставка была сделана на экс-муфтия Ичкерии Ахмата Кадырова. Ставка гениальная.
Казалось, единственной внутричеченской силой, способной противостоять сепаратистам, были хозяева Гудермеса и предгорных районов братья Ямадаевы, Руслан, Джабраил и Сулим. Боевики Ямадаевых могли гарантировать безусловный контроль над республикой. Только для Москвы получился бы обмен шила на мыло.
И тут кто-то очень умный в Кремле напомнил об извечной традиции русской дипломатии "дружить не с соседом, а через соседа". У конкурента Ямадаевых Ахмата Кадырова была своя вооружённая команда: для личной охраны слишком большая, а для армии очень маленькая. Но при внешней поддержке вполне боеспособная сила, готовая ударить по тылам Ямадаевых.
А дальше... В 2000-м закончили с основными силами сепаратистов. Если быть точным, то в Чечне были прекращены масштабные боевые действия, заключён мир и практически ликвидировано вооружённое подполье. И сразу же друг за другом – строго по старшинству! – убили братьев Ямадаевых... А следом Кадырова-старшего. И, по сути, восстановили в Чечне советскую власть.
Ровно как при СССР, вертикаль начальников – от назначенного из Москвы до самых мелких – гарантировала взаимное полное невмешательство в дела друг друга, внешний порядок, соблюдение адата (традиционного права) и распил строго по понятиям. Деньги на крупные проекты вышестоящий начальник собирал с чеченского мира по нитке, в долг. А после освоения бюджета Москве предъявлялся счёт, многократно завышенный. Москва, чуть поторговавшись и сократив сумму обычно вдвое, денежки выдавала. И все довольны. Кроме российского бюджета и завистливых соседей. Что до завидущих... У Кадырова-младшего под ружьём собственная армия, взращённая из личной охраны Ахмата-хаджи, личное Кадетское военное училище, "Второй патрульно-постовой полк" (ППС-2), "Нефтяной полк", Антитеррористический центр, батальоны "Север" и "Юг". Это в Дагестане хотят халяву по-чеченски? Или в Кабардино-Балкарии? У Чечни достаточно сил, чтобы защитить руку дающего и постоять за себя.
С великой победой вас, сограждане, со взятием Грозного. Очень грозного.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.