Шоу-бизнес

Веб-сериалы расскажут о нашей жизни без прикрас

Корреспондент Metro побывал на фестивале Realist
Кадр из сериала "На расстоянии". Фото Предоставлено организаторами
Кадр из сериала "На расстоянии". Фото Предоставлено организаторами
Кадр из сериала "Всемогущий". Фото Предоставлено организаторами
Кадр из сериала "Парикмахерская Хани". Фото Предоставлено организаторами
Кадр из сериала "На расстоянии". Фото Предоставлено организаторами1/3

В Нижнем Новгороде завершился первый в России международный фестиваль веб-сериалов Realist. Корреспондент Metro побывал на нем и оценил самые интересные проекты.

Формально веб-сериалы – это любые сериалы, снятые специально для Интернета, но это понятие надо как-то сужать. Ведь иначе под одно и то же определение будут попадать и короткие скетчи про Леву и Мишаню в “инстаграме” актрисы Ирины Горбачевой, и бесконечные костюмная драма “Корона” – самое дорогое шоу в истории, которое стоило онлайн-сервису Netflix 157 миллионов долларов. У веб-сериалов могут быть самые разные бюджеты, самые разные каналы вещания (Youtube, “Инстаграм”, “Фейсбук”, онлайн-кинотеатры, даже цифровой магазин Amazon!) и самые разные способы заработка. Последнее – очень важно: без денег не будет рынка, а без рынка – правил игры. Какие-то веб-сериалы снимаются в надежде, что их однажды заметят и купят настоящие телеканалы. У каких-то есть спонсоры, готовые платить за незаметную рекламу: в России это интересно страховым компаниям и производителям электроники. Кто-то зарабатывает на преданных подписчиках, готовы собирать деньги на новые серии любимого шоу. А для кого-то веб-сериал – цифровая визитка, которую можно отправить по ссылке продюсерам. И это работает: на нижегородскую ярмарку талантов съехались шпионы из всех онлайн-кинотеатров и нескольких федеральных каналов. И некоторые начинающие режиссеры прямо сейчас едут на собеседования в Москву – чух-чух!

Другими словами, уже сегодня веб-сериалы – понятие тех же масштабов, что и “телевидение” или “кино”. И чтобы выявить хоть какие-то закономерности в этом информационном – нет, не потоке, а потопе! – нужны фестивали с их четкими критериями отбора конкурсантов. Заявки на участие в нижегородском смотре отправили 160 команд из 30 стран мира. Эстетический ценз прошли лишь 30 сериалов. От каждого на фестивале показали по два эпизода – и получилось девять часов. И только после этих девяти часов стало понято, что же, наконец, объединяет веб-сериалы.

Во-первых, это аудитория:  Youtube принадлежит детям, подросткам и молодежи до тридцати лет; люди постарше скорее включат бесплатное телевидение или платные кабельные каналы и онлайн-кинотеатры. Юность зрителей диктует правила драматургии. Паства “ютуба” ищет на видеосервисе не встреч с чистым искусством, а прикладных историй – ответов на волнующие вопросы, сочувствия и ободрения, каких-то практических советов.

Трогательный американский веб-сериал “На расстоянии”, снятый кинокомпанией Odessa Mama, – это история девушки и парня, которые пытаются сохранить отношения, живя на разных материках. Их болтовня по скайпу искрит шутками и любовью, но зритель смотрит эту романтическую комедию, словно триллер: что, если кто-то из молодых охладеет? изменит? перестанет брать трубку? Секрет успеха сериала – в том, что он рефлексируют жизненную ситуацию, знакомую многим.

А немецкая комедия “Когда я вырасту” и вовсе по-доброму посмеивается над тем, как поздно мы стали выбирать свой путь в жизни. Тридцатилетние герои пристают с микрофоном к представителям самых разных профессий – диджеям, психотерапевтам – а те сперва хвастаются успехами, но затем вдруг начинают жаловаться на жизнь. Мораль очевидна: быть взрослым – страшно и неуютно, но и мечтать все равно не вредно! Немецкая делегация на кинофестивале в Нижнем Новгороде – вообще самая пессимистичная, хоть и остроумная: в сериале “За грехи наши” речь идет о пасторе, который в каждом эпизоде вправляет мозги очередному прихожанину. В одном выпуске это уставшая от брака женщина, в другом – тщеславная кинозвезда.

Поколению, воспринимающему блогеров как друзей, понравится британская комедия “Даррен на дне” – история приключений парня, постоянно меняющего жилье и круг общения. Как ни странно, этот любительский сериал очень похож на шоу, в которое вложил кучу денег сам Facebook. В социальной сети уже год идет молодежная драма “Незнакомцы”, придуманная так, чтобы ее герои заменяли пользователям реальных друзей и в каждом эпизоде делились жизненной мудростью и ободряющими советами. В той же лиге играет и израильская комедия “Парикмахерская Хани” – бытие неунывающей цирюльницы, у которой все валится из рук – но которой хватает юмора и воображения, чтобы преодолеть любую неудачу.

Воображение и вера в себя – вообще главные ценности “ютуба”, так что веб-сериалы прекрасны не только своими жизнеутверждающими сюжетами, но и самим форматом, позволяющим авторам раскрепоститься. В девяностые и нулевые годы эту роль играл КВН, но теперь если самовыражаться – то только в онлайне. И некоторым это удается. К примеру, казахский сериал “Всемогущий” – это добрейшая и нежнейшая комедия о джинне, который исполняет желания наперекосяк. Как в той песне: сделать хотел козу, а получил грозу. Приди выдумщики из Казахстана с этой идеей на крупный канал, их бы погладили по голове, а потом тайком перепоручили проект команде матерых сценаристов и профессиональных актеров. А благодаря Youtube мы видим, как дурачатся, сияют и фантазируют живые и по-настоящему счастливые и красивые люди – и сами хотим стать такими! Но тут, конечно, лучше быть начеку: джинны любят исполнять желания обходными путями. 

А еще по веб-сериалам кажется, что их аудитория искренне хочет мира во всем мира, гармонии и добра. Конечно, в репертуаре фестиваля были и ужастики, и драмы, но они в интернет-пространстве цепляют меньше всего. Пусть себе остаются в кино! А в веб-сериалах если и появляются вампиры, то только затем, чтобы спеть смешную песню – как в мюзикле “Загнанный”. А в российском мультсериале “Доверие” рассказывается о настоящих милиционерах, терпеливо помогавших бабушке в деревне изгнать из избы беса – потому что иначе бабушке было бы страшно.

И, наконец, самое бесспорное достоинство веб-сериалов – их лаконичность: правилом хорошего тона в Интернете считается рассказывать историю за 8-15 минут. Столько длятся школьные перемены и поездки без пересадок в метро. Дольше удерживать внимание молодого зрителя могут только суперпрофи - авторы полнометражных фильмов и настоящих сериалов. А в Сети все просто и честно: серия не должна быть длиннее завтрака. Сколько хлеба – столько и зрелищ!