Приближается День Победы! В этом году, учитывая режим самоизоляции, впервые за долгие годы россияне отметят этот праздник не как обычно. В параде примет участие только авиация, да и смотреть на неё мы будем из окон квартир или по телевизору. Но самое печальное в сложившейся ситуации то, что наши бабушки, дедушки, мамы и папы оказались оторваны от своих родственников. Мы поговорили с членами нескольких российских семей. Они рассказали, как будут поздравлять родных и какие военные истории остались в их памяти.
В войну покоряла небо, а сейчас – Интернет.
Сергей Анфилофьев рассказывает о маме Марии Анфилофьевой:
Мама не любит рассказывать о войне. По слухам, все ветераны избегают это делать. Оно и понятно. Но всё же две истории я помню с самого детства. Когда началась война, моя мама добровольцем ушла на фронт. К весне 1942 года она работала радиооператором на военном аэродроме в Минеральных Водах. В августе 1942 года начался мощный прорыв немцев на Кавказе. Наши войска отступали, неся большие потери. Пришлось покинуть и аэродром. А вот мою маму и её подружку оставили на аэродроме с автоматами, чтобы они до последнего предупреждали наши самолёты, что садиться на аэродроме нельзя. И вот, когда практически все самолёты уже были предупреждены и мама с подружкой обречённо ждали своей судьбы, появился ещё один наш самолёт. Моя мама предупредила его, что садиться нельзя. Но лётчик, видя, что предупреждать уже больше некого и немцы вот-вот займут аэропорт, нарушил приказ, приземлился, взял девчонок на борт и вывез их в Баку. В условиях военного времени нарушение приказа могло закончиться трибуналом. Но парень рискнул... Всё произошло так быстро, что мама не успела узнать имя героя. Но она вспоминает его со словами глубокой благодарности всю жизнь. Не обходилось на фронте и без курьёзов. Мама всегда мечтала быть бортрадистом и летать на военном самолёте. Её кумиром много лет являлась лётчица Марина Раскова. Все друзья и знакомые об этом знали и даже в шутку звали её "Наша Марина". И вот моя мама стала пытаться уговорить знакомого командира экипажа, чтобы он её взял на борт. Тот отвечал, что женщина на борту – плохая примета. Мама моя была настойчивой барышней, и в конце концов командира она уговорила. Это был абсолютно стандартный ночной рейс на Москву. Экипаж совершал этот полёт много раз. И надо же было такому случиться, что именно в этот раз при посадке шасси самолёта попало в яму и сломалось. По счастью, никто не пострадал, но, конечно, командир тут же сказал, что знал, что этим всё кончится. И всё же она продолжила воевать в составе знакомого экипажа до самого окончания войны...
Мне так хотелось провезти родителей по весенней Москве, отвезти на Поклонную гору. Хоть как-то их порадовать. Но теперь им это трудно. А сейчас ещё и самоизоляция. Последний раз мы были на Поклонной горе в дни празднования 65-летия Победы. Вокруг них собралась огромная толпа людей. Все им аплодировали, благодарили, дарили цветы. Это было очень трогательно и, главное, совершенно спонтанно. Сейчас нам это всё недоступно, но моя мама уже 7 лет как освоила работу на планшете. Чего от неё никто не ожидал. Когда началась самоизоляция, мы научили её пользоваться приложением Zoom. Теперь вся семья периодически собирается и дружно общается в телеконференции. При этом мама надевает большие наушники. В них она напоминает ту 18-летнюю девчонку-радистку, которая давала пеленг на военном аэродроме в Мин. Водах в далёком 42-м году. 9 Мая этого года мы соберёмся в телеконференцию и ещё раз скажем маме и папе, как мы благодарны им за их подвиг и как мы их любим. Наверное, споём. Мама любит, когда я пою военные песни. Особенно про лётчиков. "Мы парни бравые, бравые, бравые..."
Эвакуация в Прибалтику и привет из Барселоны.
Любовь Егорова рассказывает о бабушке Валентине Ерохиной:
Когда началась война, моей бабушке было четыре года. Она с мамой жила в деревне Вышино Псковской области. В один прекрасный день пришли солдаты и сказали: "Уходите отсюда, здесь пройдёт фронт". Поэтому их эвакуировали в Прибалтику, отправили на поезде в Вильнюс. Одна семья сжалилась и взяла их к себе. Мама бабушки работала в поле: косила сено, собирала его и складывала в стога. Хозяйке не позволялось их кормить, еду давала русская женщина из соседнего дома. Однажды в дом пришли немцы. Тогда хозяева отправили маленькую Валю гулять в поле. И там она в первый раз в жизни увидела индюка. Нашла его яйца и принесла их в дом. Мама добычу не оценила. Она сказала нести их обратно, потому что брать чужое нельзя. А на улице к этому моменту испортилась погода: поднялся сильный ветер, бушевал гром и сверкала молния. Бабушка вспоминала, как ей было страшно, как она ревела, но всё же шла через поле, чтобы вернуть индюку его яйца...
Так получилось, что я застряла в Барселоне и вернуться в Россию пока не могу. Но в обычной жизни я живу в Москве, а бабушка – в Санкт-Петербурге. Так что в этом плане мало что поменяется. Я, как всегда, позвоню бабушке и поздравлю её с Днём Победы. Надеюсь, будет работать доставка цветов, тогда обязательно отправлю букет.
Холодную реку пришлось перейти вброд нагишом.
Элина Гулько рассказывает о дедушке Борисе Головчинере:
Дедушке особенно запомнился момент форсирования реки Раба (приток Дуная) вблизи австро-венгерской границы. Шёл март. К реке они подошли вечером. Немцы стояли по другую сторону. На ночь им сказали окопаться. Всю ночь шёл бой, дедушка с другими солдатами отстреливались. Утром им была дана команда раздеться и нагишом с вещами в руках перейти вброд реку. А шёл март месяц, и вода была очень холодная. Но они перешли на другую сторону и продолжили бой, пока в середине дня немцы не устроили дымовую завесу и бежали.
Раньше, когда я была маленькой, в этот день дед брал меня с собой на парад... Мне особенно нравилось смотреть на танки. Сейчас, к сожалению, это невозможно. Но мы оформим пропуска и вместе переедем на дачу – будем отмечать Победу на свежем воздухе в узком кругу семьи.
"Споём вместе "Катюшу" и "Смуглянку"!"
Елена Щербакова рассказывает о бабушке Ирине Щербаковой-Тяжловой:
В доме моей бабушки в селе Красном Белгородской области во время войны организовали медсанбат. Всех раненых принимали там. Так сложилось, что отца бабушки Павла и старшего брата Василия отправили в 1941-м сражаться в Москву, затем – в Сталинград. Тяжело приходилось и в селе Красном. Особенно маме моей бабушки. Давно не было вестей от мужа и сына. И вот в один из июльских дней 1943 года в доме бабушки остановились на ночёвку солдаты-лётчики, которых направили на подкрепление. Ей тогда было пять лет. Наступил вечер. Один солдат всё ходил по дому и ухмылялся. И вдруг он схватил бабушку на руки и сказал: "Ну что, Ирок, ножки выпрямились?" Дело в том, что у бабушки в детстве ноги были немного кривоватые. И только тогда она узнала брата. Всю ночь они не могли наговориться! А утром Василий с остальными солдатами уехал защищать Прохоровское поле... и не вернулся. К слову, день рождения у моей бабушки 22 июня. Я не знаю, как хватает ей сил и мужества переживать этот день из года в год. Я горжусь своей бабушкой! И стараюсь быть хоть немного похожей на неё.
Моя бабушка живет в городе Энгельсе Саратовской области. Всё детство она рассказывала мне о своём детстве, годах Великой Отечественной войны, как их семье пришлось нелегко. И День Победы для бабушки – праздник особенный. Ежегодно она с другими ветеранами посещает школы и колледжи Саратовской области, чтобы рассказывать молодому поколению о том страшном времени. Каждый год и я приезжаю в родной Энгельс и поздравляю бабушку с праздником. Но в этом году в связи с обстановкой буду поздравлять дистанционно! Позвоню, искренне поздравлю, пожелаю крепкого здоровья и бодрости духа, споём вместе "Катюшу" и "Смуглянку"! Ведь для старших самое ценное не деньги, не подарки, а внимание. Вера в то, что они нужны, что их помнят, любят и ценят!
Газета Metro благодарит за помощь в подготовке материала некоммерческий проект "Последний солдат Второй мировой войны" и лично его организатора, подполковника Александра Гончарова.