787 Dreamliner мог рухнуть в Индии из-за отказа обоих двигателей

Катастрофа самолёта Air India в Индии шокирует – погиб 241 человек на борту, ещё 38 – на земле. Акции Boeing сразу рухнули. Ранее самолёты Boeing 787 Dreamliner не падали, но если к трагедии привёл дефект "железной птицы", то авиагигант снова столкнётся с кризисом. Уже появилось видео, которое доказывает – мог быть технический сбой
787 Dreamliner мог рухнуть в Индии из-за отказа обоих двигателей
@ DIBYANGSHU SARKAR / AFP
Обломки самолёта Boeing 787-8 авиакомпании Air India, рухнувшего в жилом районе недалеко от индийского аэропорта в Ахмадабаде 14 июня 2025 года.

Отказали оба двигателя?

Сразу после авиакатастрофы Air India попросила экстренно проверить исправность всех своих самолётов Dreamliner. А вскоре произошли новые инциденты с самолётом этого же типа.

Один из них направлялся в Нью-Дели из Лондона, но на середине пути обнаружилась техническая неисправность. Пилоты вынуждены был час кружить в воздухе, чтобы слить топливо, и только затем приземлились. Как пишет Daily Mail, в самолёте возникла проблема с закрылками. 

Всего несколько часов спустя другой самолёт, летевший из Гонконга в Нью-Дели, вернулся в аэропорт вылета, поскольку пилот заподозрил техническую неполадку. Сообщается, что самолёты сейчас проходят проверку.

Тем временем появилось более чёткое видео крушения самолёта в Индии. Оно уже сейчас может ответить на вопрос, что именно произошло в день трагедии. Лайнер рухнул почти сразу после взлёта, успев набрать высоту всего в 200 метров.

Самолёт рухнул в Индии вскоре после взлёта
AFP
Самолёт рухнул в Индии вскоре после взлёта

Daily Mail также сообщает, что эксперт по авиации, опытный пилот Стив Шрайбер просмотрел видео и обнаружил сенсационные детали. У себя на канале Youtube он рассказал, что под правым крылом самолёта виден "выступ", ниже которого находится "маленькая серая точка". Всё это может свидетельствовать о развёртывании на самолёте турбины Ram Access Turbine (RAT), а значит, оба двигателя могли выйти из строя сразу после взлёта!

Специалист обратил внимание также и на звуковые признаки, которые указывают на активацию системы резервного питания RAT. Турбина активировалась, чтобы обеспечить самолёт энергией и гидравликой после катастрофического взлёта. 

Предположение эксперта подтверждает и рассказ единственного выжившего пассажира, который упомянул мерцание света и потерю самолётом тяги.

"Всё покажет техническая экспертиза"

Бывший командир воздушного судна, эксперт по безопасности полётов Александр Романов заявил, что на самолёте Dreamliner используются надёжные силовые установки.

– Отказ одного двигателя – явление хоть и редкое, но в теории возможное. А вот сразу двух – исключительный случай, – пояснил специалист.

Появление аварийной RAT-турбины – автоматически выдвигаемого устройства для экстренного электропитания – может свидетельствовать о серьёзных проблемах с электросистемой, но напрямую не доказывает полного отказа двигателей, уточнил Романов.

– RAT включается при критических сбоях, но это лишь косвенный признак. Всё покажет техническая экспертиза, – отметил специалист.

По словам эксперта, причин для отказа двигателей может быть множество.

Цифра
241
человек, находившиеся в самолёте, погибли при крушении

– Например, ошибка обслуживания, сбой программного обеспечения, попадание птиц. Также нельзя исключать и человеческий фактор – например, если пилоты случайно отключили топливные насосы или сами двигатели. Также они могли вместо шасси убрать закрылки, а последствия этого – катастрофические.

В то же время командир воздушного судна, капитан Самит Сабхарвал направил падающий самолёт в сторону пустыря, избегая жилых домов, – этот манёвр, по словам местных жителей, спас десятки жизней. 

Эксперт добавил, что окончательные выводы можно будет сделать только по результатам проверки двух чёрных ящиков. А по поводу мнения зарубежного эксперта, анализировавших видео в том числе по звуку, Романов высказался скептически.

– Смотреть видео – не то же самое, что сидеть за штурвалом. Слишком много помех и искажений. Чтобы достоверно определить характер происшествия по звуку, нужны высочайший уровень подготовки и специфическая аппаратура. Но даже тогда это не может быть основой для окончательных выводов, – подчеркнул он.

Одно ясно: результаты экспертизы могут существенно повлиять на репутацию Boeing, которая до сих пор разбирается с последствиями крушения двух самолётов Boeing 737 MAX. Подробнее об этом – читайте ЗДЕСЬ.