Почему авиакатастрофа Dreamliner в Индии может привести к краху Boeing

Весь мир ужаснулся, когда самолёт Boeing 787 Dreamliner вскоре после взлёта упал на здание возле аэропорта в Индии. Это крушение стало причиной очередного падения акций Boeing, ведь американского авиагиганта лихорадит уже не один год. Почему он теряет репутацию, клиентов и миллиарды долларов — разбиралось Metro
Почему авиакатастрофа Dreamliner в Индии может привести к краху Boeing
AFP
Отец одного из членов экипажа рейса 171 держит в руках фотографию погибшей дочери.

Причины авиакатастрофы в Индии

Компания Boeing в последнее время несёт значительные репутационные потери. Как пишет New York Post, сразу после авиакатастрофы в Индии её акции рухнули на 3,4 процента. Затем падение продолжилось, но это мало кого удивило.

Катастрофа произошла всего за несколько дней до открытия Парижского авиасалона — крупной авиационной выставки, на которой Boeing и его европейский конкурент Airbus представят свои самолёты и поборются за заказы. Теперь легко предположить, для кого выставка пройдёт успешнее. А ведь надежд на неё у американцев было немало, учитывая, что в последний раз Boeing была прибыльной в 2021 году.

Сейчас идёт расследование авиапроисшествия: найдены чёрные ящики, допрошен единственный выживший пассажир (всего на борту было 242 человека). Пока же главный вопрос: как так вышло, что самолёт 787-8 Dreamliner мог разбиться вскоре после взлёта, не сумев набрать высоту и превратившись в огненный шар?

На месте авиакатастрофы в Индии
AFP
На месте авиакатастрофы в Индии

Лайнер был построен в 2014 году и совершил около 8000 вылетов. По данным индийского регулятора гражданской авиации, пилоты сразу после фатального взлёта подали сигнал бедствия авиадиспетчерам. Самолётом управляли капитан Сумит Сабхарвал и второй пилот Клайв Кундар (8200 и 1100 часов налёта соответственно). После первоначального сигнала бедствия экипаж больше не реагировал на вызовы с земли.

Как заявил Bloomberg Боб Манн, руководитель авиационного консалтинга RW Mann & Co, создалось впечатление, будто самолёт не смог развить достаточную тягу. Он проехал почти всю взлётно-посадочную полосу длиной 3300 метров, а ведь этого расстояния больше чем достаточно для хорошего взлёта. По его словам, такой печальный исход может быть следствием неправильной конфигурации Dreamliner (сочетание положений элементов крыла, шасси, наружных подвесок и других частей и агрегатов самолёта) или ошибочных данных о весе, введённых в компьютерную систему, которая определяет, сколько энергии нужно для отрыва от земли. "Если вес велик, получится агрессивный взлёт. Если вес мал, будет недостаток мощности", — пояснил эксперт.

Бывший старший пилот авиакомпании Air India Саурабх Бхатнагар сообщил индийскому телеканалу NDTV, что вероятной причиной крушения было столкновение с птицами, в результате которого оба двигателя потеряли мощность. "Взлёт был идеальным, если не считать убранные шасси, затем самолёт начал снижаться, что может произойти только в случае потери мощности двигателя или прекращения подъёмной силы самолёта", — отметил Бхатнагар. 

Пилот коммерческой авиакомпании и видеоблогер, известный по никнейму Капитан Стив, в интервью Daily Mail предположил, что чудовищную ошибку мог совершить второй пилот Клайв Кундар, который выпустил закрылки самолёта вместо того чтобы убрать шасси. "Я думаю, что второй пилот схватился за ручку закрылков и поднял закрылки вместо шасси, когда командир попросил его убрать колёса. Это во многом могло бы объяснить, почему самолёт не смог взлететь", — заявил Стив, подчеркнув, что высказал лишь своё предположение. Эксперт отметил, что поднятие закрылков ведёт к  быстрой потере скорости и высоты полёта. Композитные крылья Dreamliner обычно изгибаются во время взлёта, поскольку подъёмная сила поднимает его в воздух, чего не было с самолётом Air India. Известно, что второй пилот прошёл обучение в Парижской авиационной лётной школе во Флориде.

Если же причиной авиакатастрофой стал дефект в самолёте, новый кризис для Boeing неминуем. Генеральный директор Boeing Келли Ортберг заверил, что компания поможет индийским коллегам из Air India  с расследованием. В прошлый раз эта авиакомпания потеряла самолёт Boeing аж в 1985 году, когда был совершён теракт (борт Flight 182 взорвался над Атлантическим океаном, погибло 329 человек). 

Спасатели выносят человека с места ЧП
AFP
Спасатели выносят человека с места ЧП

После инцидента в Индии Ортберг передумал посещать Парижский авиасалон. И его понять можно. По данным Aviation Safety Network , отслеживающей смертельные аварии, в Индии произошла самая крупная катастрофа коммерческого самолёта с момента крушения Malaysia Airlines Flight 17 в 2014 году над Украиной (тогда погибли 298 человек).

Сила Dreamliner

Boeing впервые потерял свою гордость, самолёт серии 787. Более десяти лет назад он был  представлен широкой публике. Эксперты отмечали передовые лёгкие композитные материалы, которые позволяли уменьшить расход топлива, хороши были и большие багажные отделения самолёта. При этом Dreamliner вмещал до 336 человек. 

Сейчас по всему миру эксплуатируют 1148 таких лайнеров. Крупнейшим оператором 787 является ANA Holdings Inc. с 86 самолётами, за ней следуют United Airlines Holdings Inc. и American Airlines Group Inc.

Как сообщает Bloomberg, Boeing поставляет из других стран некоторые компоненты для Dreamliner. Так, части фюзеляжа привозят из Японии и Италии, законцовки крыльев — из Южной Кореи. Самолёт, разбившийся в Индии, был построен в главном производственном центре Boeing в районе Сиэтла. Теперь же самолёты этой марки собирают уже на другой сборочной линии Boeing, в Чарльстоне. 

Boeing разработал свой 787 в то время, когда его главный конкурент Airbus SE шёл в противоположном направлении, вкладываясь в создание огромного двухэтажного самолёта A380. Эти два лайнера символизировали разные видения того, как будут развиваться воздушные перевозки: Airbus делал ставку на транзитных пассажиров в крупных хабах, таких как Хитроу, Нью-Йорк или Дубай, а Boeing — на прямые рейсы из пункта А в пункт Б, с использованием более компактных и экономичных самолётов. Концепция "американца" оказалась более выигрышной, и Airbus свернули производство своего гиганта. Зато Boeing наслаждался успехом Dreamliner.

Правда, в 2011 году пришлось приостановить его полёты. Вопросы возникли к литиевым батареям, которые во время рейсов могли перегреваться и даже воспламеняться. Были проблемы и с утечками топлива, проводкой, сбоил компьютер, отвечавший за торможение. В результате батарею переделали, также в производстве самолёта стали использовать огнестойкую сталь и усовершенствованную систему мониторинга, были обновлены конструкции топливных систем. 

В 2024 году снова возникли неполадки, на этот раз связанные с неправильной затяжкой структурных креплений и переключателями в кабине пилотов. Производство самолёта было сокращено на время устранений неполадок. А бывший инженер Boeing Сэм Салехпур публично выразил опасения в отношении надёжности конструкции самолёта.

Тем не менее успех Dreamliner был безусловным. Этот самолёт принёс компании прибыль размером в сотни миллиардов долларов, многие авиакомпании охотно закупают его по сей день. Qatar Airways заказала 130 дополнительных 787 во время последнего визита президента США Дональда Трампа в данный регион. В прошлом месяце Boeing заявила, что за 14 лет эксплуатации Dreamliner перевёз более миллиарда пассажиров, что является рекордом для широкофюзеляжной модели. 

Этот самолёт стал глотком свежего воздуха для американского авиагиганта после всех кризисов (включая введение Трампом импортных пошлин, из-за чего Китай запретил своим авиакомпаниям принимать поставки Boeing).

Но если расследование крушения в Индии принесёт для Boeing неудовлетворительные результаты, за этим может последовать даже крах компании (и соответственно взлёт продаж Airbus A350).

Часть самолёта, рухнувшего в Индии
AFP
Часть самолёта, рухнувшего в Индии

Всё дело в том, что до этого Boeing много "косячил" с другой своей моделью, 737 MAX (самый популярный самолёт компании на сегодня).

Затяжное пике

Авиагигант ещё толком не разобрался с трагедиями, которые постигли самолёты серии 737 MAX. 

Напомним, смертельными стали рейс 610 Lion Air 29 октября 2018 года и рейс 302 Ethiopian Airlines 10 марта 2019 года. Оба борта тогда тоже рухнули вскоре после взлёта: один упал в море, другой — на землю (всего погибло 346 человек). 

Сразу после этого полёты самолётов данного типа временно приостановили, до выяснения причин авиакатастроф. 

Эти самолёты были сертифицированы для коммерческой эксплуатации в 2017 году. Они стали четвёртым поколением 737, с двумя главными особенностями: однофюзеляжной компоновкой и более экономным расходом топлива. Всего год спустя компания с гордостью заявила, что поступило более 4300 заказов на эти самолёты от 93 клиентов по всему миру, таким образом модель стала самой быстро продаваемой в истории Boeing. 

И тут же последовал удар: всего через 13 минут после вылета из Индонезии в океан рухнул новенький самолёт (800 часов налёта), что стало самой смертоносной катастрофой для самолётов модели 737 с 1967 года. Экипаж пытался вывести лайнер из пикирования, вызванного сбоем датчика, из-за которого система усиления характеристик маневрирования (MCAS) постоянно наклоняла его. 

Тут же Boeing обновил инструкцию, а некоторые пилоты раскритиковали компанию за то, что это не было сделано изначально. 

Шесть месяцев спустя произошла очень схожая авария: всего через шесть минут после вылета из Эфиопии рухнул в поле ещё один MAX. На сей раз экипаж пытался следовать процедурам, чтобы обойти автоматизированную систему стабилизации, но безрезультатно. Компания признала, что к падению привела ошибка программного обеспечения.

По данным Rolling Stone, остро встал вопрос об уровне безопасности линейки 737 MAX. Руководство решило продолжить производить самолёт и исправить "фатальный баг", надеясь, что регулятор снова разрешит эксплуатировать проблемный лайнер. Внутри компании начались разброд и шатания, появились информаторы, утверждавшие, что Boeing якобы снижает расходы, а это сказывается на качестве деталей, из которых изготавливают лайнеры. 

В Boeing заверили, что о фатальной проблеме внутри компании не было известно до двух катастроф, однако журналисты выяснили, что она всё-таки скрывала сведения о системе MCAS от своих же лётчиков-испытателей во время разработки модели. Ведущий технический пилот Марк Форкнер, работавший с 737 MAX, жаловался, что система ведёт себя непредсказуемо, и делал он это аж за два года до первой трагедии. 

Вскоре перед Конгрессом США вынужден был выступать с оправданиями гендиректор компании Деннис Мюленбург. 737 MAX назвали"летающими гробами", а компанию обвинили в преднамеренном сокрытии ключевых сведений о проблемной системе MCAS. 

Цифра
346
человек погибло в результате двух авиакатастроф 737 MAX, которые произошли в течение полугода

Естественно, на фоне кризиса акции Boeing падали не хуже её самолётов. Мюленбурга уволили, кресло гендира занял Дэвид Кэлхун, который тоже потом покинул этот пост. А Форкнера судили по уголовной статье, но в итоге оправдали. 

Из-за всей этой ситуации Boeing понёс убытки размером в 20 миллиардов долларов (компенсации клиентам и жертвам катастроф, производственные расходы, обновление программного обеспечения, урегулирование судебных исков и прочее). Однако от самолёта в компании отказываться не стали, а в 2024 году, во время полёта 737 MAX 9 рейса авиакомпании Alaska Airlines, произошёл серьёзный инцидент: на борту оторвало дверь, и из-за неконтролируемой декомпрессии в салоне была совершена аварийная посадка в аэропорт вылета. 

Мир облетели кадры, как над пассажирами свисают кислородные маски. Некоторые из них получили незначительные травмы, при этом часть вещей засосало в отверстие, образовавшееся из-за дыры в фюзеляже. 

В этот раз проблема заключалась в дверной заглушке (не было нескольких болтов), тут же стали проверять и другие самолёты. Компанию снова обвинили в жадности и нежелании вкладываться в безопасность. Симптоматично, что пассажиры проблемного самолёта подали в суд не на авиакомпанию, а непосредственно на Boeing. 

Всего месяц спутся снова возник инцидент на борту Boeing  737 MAX 8 авиакомпании United Airlines, во время посадки в Ньюарке. Когда экипаж тормозил до скорости руления, педали руля управления, необходимые для удержания самолёта в центре ВВП, "застряли", не реагируя на нажимы. Тогда командир экипажа исполнил высокоскоростной поворот, пытаясь не покинуть полосу, а затем педали чудесным образом снова "заработали". Тогда никто не пострадал.

Как писал New York Times, за Boeing взялось Федеральное управление гражданской авиации, которое провело аудит на заводах компании и выявило множественные нарушения в производственных процессах. Проверяющие осмотрели разные части самолёта 737 MAX, включая крылья, различные системы. Были выявлены нарушения процедур, инструкций. Во время опроса инженеров компании оказалось, что они не имеют чёткого представления о некоторых аспектах безопасности. Агентство потребовало провести работу над улучшением контроля качества, и гендиректор Дэйв Кэлхун заверил, что всё будет сделано.

Большие вопросы вызвало самоубийство Джона Барнетта, бывшего менеджера по качеству на заводе Boeing в Северном Чарльстоне. Он стал информатором, утверждавшим, что у компании есть некоторые проблемы с соблюдением стандартов безопасности, а на заводах производят некачественные детали, не соблюдают процедуры. 9 марта 2024 года его нашли мёртвым, а мать Барнетта Вики Стоукс заявила, что за его смерть частично несёт ответственность авиакомпания. Семья опубликовала текст заявления, в котором утверждалось, будто Барнетт с нетерпением ждал выступления в суде, надеясь, что сможет что-то поменять в Boeing к лучшему. 

Вскоре умер от гриппа 45-летний Джон Дин, работавший аудитором качества в компании (тоже утверждал, что в самолёте 737 MAX есть дефекты). В некоторых СМИ его смерть нашли подозрительной (Seattle Times писали, что ранее у него не было проблем со здоровьем).

Зато не молчат инженер Сэм Салехпур и менеджер Эд Пирсон. Выступая в Сенате, они сделали заявления в духе, что компания Boeing спустя рукава относится к безопасности. Салехпур сказал, что производитель выпускает в свет неисправные самолёты, причём от него досталось и 787 Darndreamer. С его слов, лайнеры могут разрушиться, и он лично видел, как сотрудники компании прыгали по деталям самолёта, пытаясь их выравнивать.

Как пишет New York Post, компания Boeing неоднократно оспаривала заявления информаторов, утверждая, что внутреннее расследование не нашло никаких доказательств наличия проблем.

После этого любые новости, касающиеся поломок самолётов Boeing, быстро оказывались на передовицах, будь то скачки самолёта на полосе после приземления, потеря трапа во время полёта, нераскрытие стойки шасси, лопнувшая шина или выкат за пределы ВВП и последующее возгорание...

И всё же пока не расшифрованы чёрные ящики Dreamliner в Индии, о каком-то сверхкризисе Boeing говорить преждевременно. Но ясно одно: все будут ждать результатов расследования, причём с большим нетерпением (особенно Airbus).

Тело одной из жертв катастрофы
AFP
Тело одной из жертв катастрофы

Читайте также: