Актриса Светлана Немоляева: "Как бы я себя плохо ни чувствовала, для меня ничего нет хуже, чем отменить спектакль"

В Сети появился короткометражный фильм "ГОГОL-МОГОL" режиссёра Александра Котта, в котором сыграли Светлана Немоляева и Анатолий Белый. Metro поговорило с народной артисткой РСФСР про материнское одиночество, любимые блюда из детства и силу сцены
Актриса Светлана Немоляева: "Как бы я себя плохо ни чувствовала, для меня ничего нет хуже, чем отменить спектакль"
Екатерина Чеснокова / РИА "Новости"
Актриса Светлана Немоляева.

Главный герой ленты – успешный деловой человек (Анатолий Белый) – приглашает маму (Светлана Немоляева) в ресторан на обед, но бесконечные рабочие вопросы не дают ему ни на минуту отвлечься от телефона. Тогда мама решает взять ситуацию в свои руки.

В фильме показана очень узнаваемая история – о том, как родители скучают по вечно занятым детям. Насколько вам эта ситуация знакома – приходится порой, как вашей героине, применять хитрости, чтобы привлечь внимание сына и внуков? 

По-человечески мне эта история, конечно, понятна: материнское одиночество, круговерть, в которой задействованы наши дети. Но у меня лично иная ситуация, потому что у нас в семье отношения немного другие. Я не могу сказать, что в фильме сын не любит свою маму. Она ему бесконечна нужна и дорога, просто его жизнь так складывается, что он погружён в свои дела и у него нет времени на маму. А мы с сыном и внуками занимаемся одним делом. Мы и снимаемся иногда вместе, и, когда что-то важное происходит, присутствуем на репетициях и на премьерах друг у друга. Мы всегда рядом. У нас утро начинается с телефонных разговоров: пока все мы друг друга не обзвоним, не начинаем свой день, поэтому меня лично – тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить, – эта проблема обошла стороной.    

Кадр из фильма "ГОГОL-МОГОL".
Timur Turgunov / "Кинопоиск"
Кадр из фильма "ГОГОL-МОГОL".

Замечаете, что молодое поколение в принципе стало меньше общаться вживую?

Конечно, это очевидно, потому что в мир вошёл Интернет. И ушло единение людей в нашем понимании, когда очень хотелось поговорить, побыть друг с другом. Когда я училась в Щепкинском училище, у меня была лучшая подруга, и над нами все смеялись, потому что мы не могли расстаться. Вечерами провожали друг друга до дома: сначала я её провожала, но мы не успевали договорить, и тогда она меня шла провожать. Это был стиль жизни, мы делились эмоциями, что-то узнавали друг о друге. А сейчас это всё заменяет Интернет. Я смотрю, как молодёжь, да и не только молодёжь (мой сын с невесткой тоже) сидит в телефоне: что-то для себя они там выискивают, что-то им интересно... Мне – неинтересно. Я в другом мире существую. Конечно, моё поколение уже не будет другим. 

Герой в фильме вспоминает, как мама ему когда-то готовила гоголь-моголь. У вас самой остались воспоминания о любимых блюдах из детства? 

Не помню, чем меня кормили, когда я была совсем маленькой. Потом были война, эвакуация и голод. Но после войны, конечно, любая еда казалась очень вкусной и оставляла неизгладимый след. Тем более что моя бабушка фантастически готовила. Она училась у  знаменитого повара, который готовил для богатых семей. Она не собиралась становиться поваром, просто училась для себя. И благодаря ей я могу представить, как ели богатые люди до революции, какие на их столах стояли изыски. Бабушка умудрялась в очень тяжёлое время готовить так, что забыть это невозможно. Даже когда я сейчас бываю в дорогих ресторанах, то всегда сравниваю с тем, что она стряпала: её роскошные пирожки, котлеты, салаты. 

Вам передались её талант и мастерство в кулинарии? 

Нет, не передались, хотя, конечно, какие-то вещи я у неё перенимала. Когда был жив мой муж, я ему готовила – не могу сказать, что восхищала своей стряпнёй, но ему нравилось. После его ухода из жизни я готовить перестала... 

Светлана Немоляева в спектакле по пьесе Оскара Уайльда "Как важно быть серьезным".
Владимир Федоренко / РИА "Новости"
Светлана Немоляева в спектакле по пьесе Оскара Уайльда "Как важно быть серьезным".

В прошлом году вы получили свою первую награду в кино – "Золотого орла" за роль в сериале "Дипломат".  

Да, я даже не помню, есть ли у меня ещё награды за киноработы. Когда мне позвонили и сказали, что я номинирована на "Золотого орла", я была удивлена – не то слово. Потом узнала, какие вместе со мной выдвигаются конкурентки, и была уверена, что мне ничего не светит. Когда же в итоге я услышала свою фамилию – для меня это было потрясением. (Смеётся.

Не было ощущения несправедливости, что призов пришлось так долго дожидаться? 

Не могу сказать, чтобы я особенно ждала наград. Потому что, когда я в молодости играла совершенно изумительные роли в театре и при Охлопкове, и при Гончарове, было другое время.  Награждали обычно спектакли с точки зрения идеологии. Но один раз у меня было сильное разочарование из-за награды. Всех актёров и членов съёмочной группы картины "Служебный роман" Эльдара Александровича Рязанова выдвинули на Государственную премию. Я тоже была в этом списке. И вдруг двух человек вычеркнули – меня и художника-постановщика. Не знаю, по какой причине меня вычеркнули, а художника – думаю, просто со мной за компанию. (Смеётся.) Сейчас у меня уже есть награды, а когда выходили мои лучшие спектакли и фильмы, ничего не получала. Но у меня была самая главная награда – любовь зрительного зала.  

Несмотря на серьёзный возраст, вы продолжаете активно сниматься и работать в театре... 

Могу только сказать спасибо за то, что меня зовут, приглашают. Конечно, уже лет-то мне много, и очень многие актёры в этом возрасте забывают слова, и им очень трудно справиться с "физикой". 

У вас есть секреты или советы, как поддерживать хорошую физическую форму?  

Никаких секретов у меня нет. Я, видимо, просто выбрала правильную дорогу. Для меня театр – смысл жизни. Как бы я себя плохо ни чувствовала, для меня ничего нет хуже, чем отменить спектакль. Легче прийти и в любом состоянии сыграть. Сцена меня лечит. Когда я появляюсь на сцене, я всё забываю, я живу другой жизнью... Когда я была ещё девчонкой, мне папа говорил, что самое страшное – не любить свою профессию. До того как попасть во ВГИК и стать режиссёром, он работал бухгалтером. Отучился в коммерческом училище и получил место в ГУМе. И вот папа рассказывал, как он сидел в маленькой конторке, а напротив его стола висели часы. И он приходил в 9 утра и весь день смотрел на часовую стрелку. Ждал, когда она добежит до 6 вечера. Говорил, что хуже этого ничего нет. А потом он ушёл в кино и больше не смотрел на часы. 

Кадр из фильма "Служебный роман".
Мосфильм
Кадр из фильма "Служебный роман".

5 фактов о Светлане Немоляевой:

  • Родилась в творческой семье. Мама Валентина Ладыгина работала звукооператором, папа Владимир Немоляев был одним из первых выпускников ВГИКа, а позже стал успешным комедийным режиссёром.
  • Начала сниматься очень рано – её и младшего брата Николая отец брал в массовку своих картин. Первую эпизодическую роль сыграла в 8 лет – в комедии "Близнецы" Константина Юдина. 
  • В 1959 году поступила в труппу Театра имени Маяковского, в котором служит и по сей день. Успех в кино пришёл намного позже – в 40 лет, с ролью в комедии "Служебный роман" Эльдара Рязанова.  
  • Со своим мужем, актёром Александром Лазаревым, познакомилась в 1959 году. В 1960-м они поженились и прожили всю жизнь вместе, до смерти Александра в 2011 году.  
  • Сын Александр Лазарев – младший и внучка Полина продолжили актёрскую династию. Внук Сергей стал продюсером.