Анализируем с экспертами, возможно ли импортозамещение на рекламном рынке

Корреспондент Metro уточнил у главных экспертов рекламного рынка, есть ли место импортозамещению в данном направлении, учитывая уходы
Анализируем с экспертами, возможно ли импортозамещение на рекламном рынке
Copyright (c) 2019 Foxy burrow/Shutterstock. No use without permission.
Кто придёт на освободившееся место?

Удивимся цифрам из прошлого

Комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) подвела итоги развития российского рекламного рынка за 2021 год. Суммарный объём рекламы в средствах распространения за вычетом НДС составил более 578 млрд руб., что на 22% больше, чем в 2020 году. Это самый высокий показатель по объёму рынка за всю историю страны и наивысшая динамика рынка с 2008 года. При этом рынок значительно вырос не только к кризисному 2020 году, но и к докризисному 2019 году, увеличившись на 17%.

Если же сравнивать рост объёмов в 2021 году с докризисным 2019 годом, то в лидерах окажутся интернет-сервисы, онлайн-видео, традиционное линейное телевидение и сегмент диджитал в издательском контенте. Также превышены показатели докризисного периода в сегменте наружной рекламы.

Сколько вложили млрд рублей рекламодатели в медиа 2021 году:
Инфографика: Павел Киреев (на основе данных АКАР)
Сколько вложили млрд рублей рекламодатели в медиа 2021 году:

Оценим рекламное будущее

Но пора переключаться на год настоящий. Зарубежные бренды и компании уже всколыхнули волну слухов и обсуждений сообщениями об уходах и приостановках деятельности. В такие моменты особо выразительно для всех направлений экономики звучит слово "импортозамещение". Есть ли у нас свои рекламодатели?

– Возьмём сегмент, который я очень хорошо знаю, – телевизионный. В 2021 году доля российских рекламодателей составила 56% в рекламных бюджетах телевидения по всей стране. Ещё 5–6 лет назад эта цифра была 44–45%  – до всяких кризисов или во время, – отметил Веселов. – Процесс идёт, и это совершенно нормально. Если говорить про агентскую составляющую, то специфика в том, что значительная часть бюджета крупных клиентов идёт через международные холдинги. Но в 21-м  доля российских агентств, речь про телевизионный пирог, выросла очень существенно. <...> В относительно нормальной ситуации 2021 года этот процесс был. Так что есть ли что-то в качестве импортозамещения – конечно, есть.

Веселов уверен, что крупнейший рынок в Европе (то есть российский) никто просто так оставлять не захочет.

– Сами компании с большой неохотой по понятным причинам сейчас замораживают свою деятельность. Но согласитесь, компании, которые входят в топ-20, потратили миллиарды на инвестиции в Россию, отдельные компании 90% свой продукции и производят в России. Будет очень странно, если они захотят уйти, отказавшись от такого бизнеса. И российский рынок потребительский в 145 млн человек – это самый большой рынок в Европе. 

Алексей Беляев, председатель Индустриального комитета по исследованиям IAB Russia, напомнил, что рекламный рынок существует не в вакууме.

– Если есть место для импортозамещения в общей глобальной экономике, оно попадает и на рекламный рынок, если говорить со стороны запроса рекламодателей, – отметил он. По его словам, со стороны "инвентаря", то есть рекламных носителей, будет как и в период пандемии – произойдёт переход с одних типов медиа на другие. Например, с наружной рекламы в сторону онлайн-видео.  

Читаем также в рубрике "Деньги":