Анатомия предательства в уездной больнице: кто спасётся в сериале "Доктор Вера"

В онлайн-кинотеатре Wink начался показ сериала по повести Бориса Полевого, где каждый делает для себя простой или не очень выбор
Анатомия предательства в уездной больнице: кто спасётся в сериале "Доктор Вера"
Wink
Не окончившая вуза Вера внезапно становится доктором.

О чём сериал

Партизаны в больнице

Ноябрь 1941 года, город Верхневолжск, 200 км до Москвы. Жители спешно эвакуируются из города, к которому приближается гитлеровская армия. На месте остаются пациенты местной больницы, которых, несмотря на отчаянные просьбы Веры (Татьяна Бабенкова) не могут взять с собой уходящие из города красноармейцы – не хватает машин. Главный врач больницы смертельно ранен, и вся ответственность за больных неожиданно ложится на неопытную и пугливую Веру, которая до начала войны успела окончить всего два курса мединститута. 

Кроме тех, кто не смог уехать, остаются и те, кто надеется выжить: у кого-то это наивная надежда, а кто-то настроен сотрудничать с фашистами, как, например, знающий немецкий Винокуров (Виталий Коваленко) – супруг актрисы местного театра Киры (Наталья Рогожкина), привыкший по утрам вкушать приготовленные домработницей сырники. Вере тоже приходится делать вид, что она не против новой власти: нацисты пообещали не трогать больных и даже помогать с медикаментами. Вера мечется между записавшими её в предатели оставшимися в городе жителями и партизанами, которых она с риском для себя лечит в больнице. 

Гитлеровцы пытаются запустить работу местного завода, на котором планируют производить боеприпасы для вермахта, а перед партизанской ячейкой стоит задача этого не допустить. Каждая удачная вылазка частично окопавшихся в больнице партизан грозит для Веры расстрелом. Ситуация ещё больше ужесточается с приездом в город частей СС: эти не намерены щадить никого, кто даст малейший повод для подозрений. Расстрелы и сожжение еврейского населения для них – обязательные пункты в "работе", которую они планируют усердно выполнять...

"Хочу делать великие дела, а не бумажки носить", – так объясняет свою сделку с совестью Винокуров.
Wink
"Хочу делать великие дела, а не бумажки носить", – так объясняет свою сделку с совестью Винокуров.

Впечатления

Анатомия предательства

Сериал снят по одноимённой повести Бориса Полевого, которая была экранизирована в 1967 году фронтовиком Дамиром Вятич-Бережных. Сегодняшнее киновоплощение не имеет ничего общего со спокойной и ясной интонацией той картины: киноязык того фильма так же характерен для своего времени, как язык современного сериала – для нашего. Сериал может стать поводом посмотреть эту полузабытую, но замечательную работу, в которой блеснули Георгий Жжёнов, Николай Крючков, Виктор Коршунов, а роль доктора Веры сыграла первая жена Андрея Тарковского Ирина (Ирма Рауш). 

Современный сериал – довольно жестокая история, о чём нас честно предупреждают в титрах, где есть слова, что он посвящён "подвигу и страданиям жертв среди гражданского населения в период ВОВ" и "может содержать неприемлемые для зрителя сцены жестокости и насилия". Большая часть съёмки идёт с рук, и постоянно приходящий в движение фокус усугубляет нервность происходящего на экране. "Как человек, видевший, что такое война, я настолько хорошо и остро чувствовала материал повести Полевого, что на целых десять лет экранизация стала для меня идеей фикс", – рассказывала  режиссёр сериала Анна Мирохина. 

Нерв повествованию задают самые первые эпизоды, в которых Вера появляется в состоянии крайнего напряжения и практически до конца истории с ним уже на расстаётся, только меняя его внешние проявления: от молча наливающихся слезами глаз до прорывающегося в крике отчаяния. Это нервное состояние актрисы быстро передаётся зрителю, давая ясное понимание, что отдохнуть душой при просмотре этой истории ни у кого не получится. 

Сериал снят предельно натуралистично, и это касается не только кровавых эпизодов с оперируемыми больными, но и всей обстановки, от трогательной зелёной беретки Веры до последней кривой жестяной кружки в больнице. Режиссёр буквально заставляет разделить с героями этой истории их страдание, детально погружая в ситуацию.

Повествование о том, как люди выживали на оккупированных территориях, невозможно без темы предательства, и в сериале она так же анатомически и беспощадно вскрывается, как Вера режет своих больных в полумраке скудно освещённой из окошка операционной. Слово "предатель" не произнесено ни разу, и ни разу не сказано громкое слово "Родина", вместо этого – пинающий с лестницы отвалившуюся гипсовую голову Ленина Винокуров, его рыдающая из-за доставшихся мужу фашистских привилегий жена, сожжённая вместе с другими евреями домработница – та самая, что так заботливо делала каждое утро сырники. Средства для анатомии предательства выбраны самые красноречивые, и досмотреть это нужно до конца лишь затем, чтобы узнать, кто же выйдет живым из этого кромешного ада.

Досье

Режиссёр и сценарист: Аня Мирохина
Операторы: Станислав Юдаков, Виктор Митропов
Композиторы: Ник Тихонов, Алексей Волостных
Художник: Артём Кузьмин
В ролях: Татьяна Бабенкова, Григорий Чабан, Борис Дейков, Кирилл Полухин, Виталий Коваленко, Наталья Рогожкина, Юлия Волкова, Даня Киселёв, Дмитрий Ковган, Варвара Антонова, Никита Буреев, Елизавета Струнина, Дирк Мартенс, Вагнер Райнер и др.