Автор новой мелодии московского транспорта – о важности нового в жизни и культуре города

У московского транспорта теперь есть своя мелодия. Её автор, композитор и филолог Галина Лямина, рассказала Metro о том, как создаёт свою ни на что не похожую музыку и какой это технически сложный, но захватывающий процесс
Галина Лямина работает в цифровой звуковой студии, а также сама записывает инструменты – пианино, гитару и вокал.
Фото предоставлено Галиной Ляминой

Главную мелодию транспорта Москвы выбрали жители города с помощью голосования на портале “Активный гражданин”. Надо было проголосовать за одну из пяти мелодий, большинство голосов набрала мелодия № 3 Галины Ляминой. Все пять композиций можно прослушать на страничке конкурса "Как звучит московский транспорт?".

– Я работаю дома на компьютере. Пишу музыку в цифровой звуковой рабочей станции, где есть встроенные инструменты, и можно докупать и устанавливать сторонние плагины (дополнительные виртуальные музыкальные инструменты и эффекты). У меня есть синтезаторы и семплеры (электронные устройства для записи и обработки звуков), где используются звуки, записанные живыми музыкантами на акустических инструментах в лучших студиях или в концертных залах. Из таких фрагментов можно создать вполне реалистичное звучание живых инструментов. Нужно только иметь представление, как на этих инструментах играть вживую. И ещё иметь навыки звукорежиссёра. Я сама дома инструменты тоже записываю: гитару, пианино и вокал, – описала свой рабочий процесс Галина Лямина.

Раньше Галина Лямина принимала участие только в конкурсах на лучшую песню.
Фото предоставлено Галиной Ляминой

По словам девушки, раньше она участвовала только в конкурсах на лучшую песню. Была финалистом Всероссийского музыкального конкурса "Музартерия" (конкурс по созданию песен в поддержку донорства крови) и конкурсе  “Высоцкий.Фест” (конкурс песни и поэзии).

– А в таком соревновании приняла участие впервые, поэтому очень удивлена и рада победе. Благодарю всех, кто выбрал мою мелодию. Иногда бывает, что  сайты конкурсов выглядят сомнительно. А тут был прекрасный дизайн, техническое задание было самым чётким, которое я встречала в жизни. Поэтому не было раздумий, какую музыку писать, – сказала автор новой мелодии московского транспорта. 

Перед участниками стояла задача написать музыку, понятную широкой аудитории, где есть чёткая, простая и запоминающаяся мелодия. 

– Я использовала гитару, фортепиано на переднем плане, а также струнно-смычковые, медные духовые инструменты и оркестровые барабаны, – говорит Галина. – После написания основного мотива я мысленно представила видеоролик о транспорте. Люди едут по ежедневным делам, строятся и открываются новые станции и остановки. И под этот ролик в голове сочиняла аранжировку. Это не то чтобы радость, это движение, развитие, энергия – такая эмоция у моей музыки. Люблю поезда, трамваи и метро – нравятся их ритмичные звуки. 

Музыкальную тему Галины и её фрагменты можно будет услышать, например, при звонке в кол-центр Мостранспорта, во время официальных мероприятий транспортного комплекса, в корпоративных фильмах и других проектах. Звуковые сигналы будут звучать перед голосовыми объявлениями на эскалаторах и в вестибюлях метрополитена, в качестве сервисного сигнала в мобильном приложении "Метро Москвы".

Основная моя работа – делать песни и аранжировки для других артистов. А в прошлом году я впервые создавала инструментальную музыку для театра. Это был спектакль “Сон смешного человека” по рассказу Ф. М. Достоевского в постановке Кристины Звыковой.
Галина Лямина

Три вопроса композитору

Галина, насколько, по вашему мнению, важен звуковой образ города и можем ли мы поменять атмосферу и имидж города, просто изменив привычную музыку? 

– А это очень хорошая идея – сделать аудиобрендинг целых городов! Есть же гербы – визуальные символы, почему не сделать фирменные звуки для идентификации городов или регионов?

Чей голос вы бы хотели услышать в метро, делающий объявление между вашими треками?

– Я в восторге от типажей женского голоса, которыми разговаривают “умные” колонки, голосовые помощники. Как будто будущее наступило, и слышишь, как говорит искусственный интеллект. Если говорить про конкретного человека, мне очень нравится голос актрисы дубляжа Дарьи Блохиной. У неё потрясающий тембр и широкие возможности голоса: есть видео, где она реалистично изображает и мужчину, и бабушку, и птичку со львом.

 Кто из исполнителей идеально подходит для вашей музыки?

– Если это инструментальная музыка, даже не думаю об этом. Она уже создана и исполнена на компьютере. Это как создавать мультяшного героя, он уже готов, какой есть, а если его кто-то и будет потом играть в театре, то это будет уже другая история.