Краткий курс ценителя современной академической музыки, или Моцарт, помоги мне!

Профессионал точно знает, как справиться с концертом современной музыки. Записали советы и выяснили, при чём здесь игра в кости
Краткий курс ценителя современной академической музыки, или Моцарт, помоги мне!
Alexander Panov
Концерт в "Зарядье".

Она, как дамочка из того фильма, "вся такая несуразная, вся угловатая такая, такая противоречивая вся". Вот и пойми, что происходит. Речь, кстати, не о женщине на свидании, а о музыке академической, но современной. Вот как её понять, как вести себя, если дирижёр активно машет палочкой, музыканты перелистывают листы в нотной тетради, а звука нет. Раздастся один скрип, и тишина. Такое теперь пишут композиторы и практикуют музыканты в серьёзных залах.

Корреспондент Metro встретилась со Станиславом Малышевым в ДК "Рассвет", где OpensoundOrchestra исполняли классиков позднесоветского авангарда. Вроде классический концерт, но как-то всё современно-непонятно. Возникло много вопросов. Музыкант выслушал эту боль души, как врач сквозь стетоскоп, и дал дельные рекомендации. 

Станислав Малышев: "Композиторы как дети, заигрывающие со взрослыми, всё время ищут грань, через которую нельзя переступать, и всё равно переступают. Но мы же за это не отказываемся от детей и не перестаём их любить".
OLYMPIA ORLOVA / Предоставлено Станиславом Малышевым
Станислав Малышев: "Композиторы как дети, заигрывающие со взрослыми, всё время ищут грань, через которую нельзя переступать, и всё равно переступают. Но мы же за это не отказываемся от детей и не перестаём их любить".

Действуй, сестра: читай!

Первое, что нужно сделать, если испытания музыкой не избежать, – познакомиться с виновниками торжества. Станислав Малышев уверен, нужно "хотя бы прочитать несколько строк о композиторах, которых будут исполнять". 

Он, кстати, объяснил, что в Ленинку записываться не придётся – всё давно доступно онлайн. 

– Плюс современных композиторов: о них есть вся информация в открытом доступе и они дают пояснения к своим сочинениям, – добавил он. – Кроме того, мы, как правило, рассказываем перед выступлением о том, что люди сегодня услышат.

Действуй, сестра: откройся новым впечатлениям

Главное, не замыкаться, уверен Станислав, и не закрываться от музыки, даже если ощущения непривычные. Не стесняться подойти к артисту и задать вопрос, если возник. Хотя во время концерта этого делать не стоит – блокнот и ручка спасут. Записываем во время концерта, а потом с вопросами к оркестру. 

– На наших концертах мы стараемся быть с публикой на одной волне, стереть грань между местами в зале и местами на сцене. Живое общение расслабляет аудиторию, и даже сложная музыка воспринимается по-другому, – признался музыкант.

Действуй, сестра: прислушайся к современности

Как подсказал музыкант, композиторы всегда пишут музыку, ориентируясь на происходящее вокруг – своё время. Темп, скорость, уровень жизни, информационное пространство, окружающие звуки также важны и используются в написании партитуры. 

– Думаю, наверняка, Моцарт и Бетховен по-другому бы слышали и писали (если бы были нашими современниками). Возможно, они и не стали бы академическими композиторами, а ушли бы в рок или попсу… – предположил Станислав. – В наше время тоже есть множество талантливейших композиторов, проблема в том, что широкая аудитория не успевает за прогрессом, как техническим, так и культурным. Посмотрим, какая музыка будет в почёте лет через 200.

Действуй, сестра: сравнивай

Чтобы разобраться в том количестве и разнообразии музыки, которая звучит сейчас, музыкант советует слушать, сравнивать, искать. 

– Также важно иметь представление о форме, как и в живописи, литературе, – продолжил он. – Даже если произведение состоит только из шумовых эффектов, форму, стройность произведения никто не отменял. Если оно написано талантливым человеком, вам будет интересно, куда он вас в итоге приведёт. И нам, конечно, нужно развивать музыкальную критику, журналистику.

Действуй, сестра: доверяй музыкантам

Что касается действий без музыки, а такие случаются на подобных концертах, то Станислав уверен, это неспроста.

– Если дирижёр руководит, – объяснил он, – а звука нет, значит, нужно рассматривать в бинокль музыкантов и наслаждаться тишиной. По их лицам вы сразу всё поймёте. Вообще, за музыкантами интересно наблюдать, особенно в оркестровой яме. Например: бывает так, что в балете или опере у ударника, играющего на треугольнике или большом барабане, всего одна нота за час непрерывной игры оркестра на 38-й минуте. Вот он спит 37 минут и просыпается ровно на своё вступление без всяких будильников.

Ноты перелистывают, даже если звука не было.
Предоставлено Станиславом Малышевым
Ноты перелистывают, даже если звука не было.

Действуй, сестра: запиши термин

Признаюсь, ловишь себя на мысли, когда присутствуешь на таком концерте, что это басня Крылова "Квартет" в действии. Помните: "Ударили в смычки, дерут, а толку нет..." 

– Мы часто вспоминаем эту басню Крылова, – улыбаясь, признался музыкант, – когда учим какое-то произведение. Бывает, вроде и играть нечего, а не выходит… Начинается концерт, и всё само получается. Мистика. А бывает, написано много нот, сложный ритм. Мы выучиваем весь текст, репетируем месяц, приходит композитор на последнюю репетицию и говорит, что на самом деле текст он написал примерный, главное – соблюдать нюансы и характер. Это так называемая выписанная алеаторика.

Алеаторика – от латинского alеa — игра в кости, случайность, жребий. Секрет такой композиции в том, что звуковой текст не закреплён. Композитор либо очень нестрого подходит к вопросу, либо его просто нет. А музыканты играют в неопределённой последовательности фрагменты произведения, в разной степени звучности и т.д.
Если музыки нет, рассматривай музыкантов!
Предоставлено Станиславом Малышевым.
Если музыки нет, рассматривай музыкантов!