Библиотекарша из Зябликова предпочитает тяжёлый металл

Metro познакомилось с творчеством московского библиотечного сотрудника Юлии Лобовой, основательницы нового вида искусства – библиотечного дизайна. Оказалось, что современный библиотекарь должен уметь не только читать, писать и рисовать, но и ковать железо
Библиотекарша из Зябликова предпочитает тяжёлый металл
Из личного архива
Юлия Лобова и космопианино.

Путь в искусство

По образованию Юлия учитель русского языка. 10 лет в школе в качестве преподавателя научили её тому, как применить знаменитое ахматовское выражение “Когда б вы знали, из какого сора" на практике в прямом смысле. 

– Я студент филфака ХХ века, – смеётся Юлия. – Работа в школе, ведение кружков, умение быстро решить творческую задачу без финансирования... Это было начало. Театральные декорации мы делали из ничего. 

После работы в школе Юлия решила спрямить свой путь в искусство. Началось всё с галереи “Ступени” во Владимире, которую Юлия с мужем смогли превратить в важный культурный центр. В люди и славу удалось вывести примерно 75 молодых художников Владимира и окрестных областей. Потом была Москва и творческое объединение “Вей арт” ("Путь в искусство"), которое привело к тому, что Лобовых пригласили возглавить умирающий выставочный зал “Наследие” на юге Москвы. В итоге зал не умер, но стал центром культурной жизни района, если не всей Москвы. 

Когда же 6 лет назад выставочные залы слили в одно объединение и “наверху” стали решать, кого и как выставлять, супруги поняли, что творчество здесь кончилось. Тут-то Юлии и предложили библиотеку. От позиции директора она отказалась сразу. А вот идея превратить книжный храм в креативный кластер ей понравилась. Так Юлия стала основателем нового вида искусства – библиотечного дизайна. 

Космопианино своими руками

– Современные библиотеки это далеко не те места, где сидит пожилая дама и чинно выдаёт книжки, – говорит Юлия. – Сейчас библиотекарь это шоумен, литературовед, ещё у него должны быть золотые руки, он должен быть креативным и всё придумывать на ходу. 

Первым опытом Юлии стали два рекламных щита, сделанные из старых досок для объявлений. Каждое новое мероприятие библиотеки находило яркое воплощение на этих самых щитах. Цветная бумага и маркер – шедевр готов. Оставалось только вынести их на улицу – и читатель у библиотеки был в кармане. Понятно, что креативные щиты немедленно прославили учреждение № 149 на всю округу.

Творческие навыки Юлии получили известность. Библиотеки района стали пользоваться её дизайнерскими услугами. Когда в 2017 году культурное руководство Москвы объявило, что теперь в каждой библиотеке должна быть своя “Точка роста” (направление, которое должна реализовывать та или иная библиотека – Прим. Ред.), вся надежда была на Юлию. Именно она оформляла три зала соседей под Мастерскую ремёсел сюрреалистическими часами и надписями из гаек и пуговиц. Она же разработала дизайн знаменитого космопианино для библиотеки фантастики. 

– Ну, я заменила деревянные панели частями старых компьютеров. Добавила немножко старого фотоувеличителя и присобачила счётчик для воды – получилась потрясающая вещь. Пианино, кстати, до сих пор играет, – смеётся Юлия.

"Творческий я".
Из личного архива
"Творческий я".

"Творческий я"

С творчеством Юлии знакомы и широкие массы москвичей. На Культурном форуме в Манеже в 2018 году стоял её “Творческий я”, который потом перекочевал на обложку журнала “Библиотеки Москвы”.

– Этот образ творческого читателя сделан из картона, – говорит Юлия. – По спирали идут блокнот, ручка, гитара, записная книжка, каталожные ящички, шарф сплетен и, наконец, шляпа. Всё это наклеивалось на старую вешалку. "Я" был интерактивный. Люди писали пожелания по модернизации библиотек: брали бумажки в одном ящичке, писали, клали в другой, а из третьего доставали конфетку.

Кстати, в свободное от творчества время она тоже занимается творчеством. В своём доме во Владимире Юлия долгими осенними вечерами сваривает металлический лом в изысканные садовые скульптуры, фонари и декоративные тележки. 

– Дело в том, что я ещё пишу стихи и сочиняю палиндромы, – добавляет Юлия. – Думаю издать книгу к своим 55 годам. С иллюстрациями в стиле металлического треш-арта.