Благие дела – топливо или тормоз для российского бизнеса?

Благотворительностью занимаются многие компании малого и среднего бизнеса. Кто-то делает это явно, кто-то - тайно. Metro поговорило с экспертами
Благие дела – топливо или тормоз для российского бизнеса?
Фото Евгении Кузнецовой
Сотрудники российской обувной окмпании на благоустройстве сквера

Одни помогают благотворительным фондам финансово, другие участвуют как волонтёры. Часто руководители или неформальные лидеры компаний вовлекают всю команду. 

Далай Лама в "Книге радости" написал, что "среди волонтёров на 24 процента ниже смертность по сравнению с остальными". Можно ли сказать то же самое о компаниях, который занимаются благотворительностью? Не даром небезызвестная компания с "золотыми воротами" с первого дня создала благотворительный фонд, вкладывая часть своей выручки в благие дела. 

– В моем опыте благотворительностью занимались либо НКО, либо коммерческие организации для снижения налогового бремени и получения некоего звания социальной ориентации, – рассказывает Metro Екатерина Машкова, HR-менеджер и юрист. – Торгово-производственная компания электроники работала с привлечением инвалидов (50%+) и тесно работала с ВОС (Всероссийским обществом слепых) и ВОГ (Всероссийским обществом глухих). Казино в Москве в нулевых брало шефство над детским домом. Рестораны передавали мясной обрез собачьему приюту. Некоторые компании проводили субботники. Только сотрудники это воспринимали не как благотворительность, а как бесплатный труд. 

Екатерина добавила, что соискатели на собеседованиях никогда её не спрашивали о благих делах работодателя. Не считая волонтерских центров, но это особая специфика. 

У основателя Клуба Лидеров сообществ Маргариты Ушаковой – другой опыт в этой сфере.  

– Я летом защитила диплом в ВШЭ на тему "Оценка эффективности финансовой поддержки бизнесом социально ориентированных организаций", и провела для этого несколько десятков глубинных интервью с HR-директорами, – рассказывает Metro Маргарита. – По результатам моего исследования, чуть меньше половины соискателей в России, претендующих на топовые вакансии, интересуются благотворительными проектами работодателя. 

Это не значит, что они откажутся от высокооплачиваемой работы, если работодатель не занимается благотворительностью, добавляет эксперт. Тогда они реализуют своё желание отдавать и созидать в другом месте, чаще всего в бизнес-сообществе или в сообществе по интересам. 

"Помогая другим, я помогаю себе. Не случайно в Библии сказано: "отдай десятину Богу", и "не оскудеет рука дающего". Отдавая десятину тем, кто в этом нуждается, мы открываем себе возможность иметь больше прибыли, чтобы помочь ещё большему количеству людей. Делая добрые дела от всего сердца, мы расширяем свой потенциал и потенциал компании на всех уровнях". 
Лариса Буткина, психолог, кандидат психологических наук.

–  В малом бизнесе благотворительность – это чаще всего внутренний отклик души основателя, в меньшей степени инструмент маркетингового продвижения,  – уверена Маргарита. – Например, владелец полиграфической компании Евгений Малютин сначала был волонтёром одного из фондов на Московском полумарафоне, а когда познакомился с основателем фонда, решил помогать также профессионально – печатать для фонда полиграфическую продукцию. "Я вижу пользу от нашей поддержки, эмоции подопечных и волонтеров фонда, и это мотивирует, – комментирует Metro Евгений. – Коллектив поддерживает меня в этой работе, участвует, помогает. Я скидываю в корпоративный чат фото с мероприятий с нашей продукцией. Каждому важно понимать, что ты приносишь пользу конкретным людям". 

Есть истории win-win взаимодействия бизнеса и благотворительных организаций, добавляет эксперт. Например, предприятие, которое занимается производством точек питания, предоставило бесплатно свои точки на фестиваль здорового питания. В результате получило масштабный PR, а благотворительная организация сократила расходы. Или, например, ассоциация бизнес-репетиторов пригласила 600 студентов на полугодовую стажировку, чтобы передать им управленческие навыки. Заодно систематизировали свои знания, пересмотрели последовательность уроков и подобрали  подходящую нагрузку.

– Все компании, где я работала, занимались благотворительностью. Это никак не влияло на привлечение новых сотрудников, но это было важно для тех, кто уже работал в компании, – рассказывает Евгения Кузнецова, внешний HR- директор. – Сотрудники понимали, что работодатель не только закрывает их потребности, но и делает что-то важное для мира. 

Например, коллектив одной компании занимался благоустройством скверов – сажали деревья и собирали мусор. И это сильно сплотило коллектив.

– В другой компании директор поддерживал детский дом, – продолжает Евгения. – Мы покупали детям канцтовары к 1 сентября, подарки к Новому году, и занимались организацией новогоднего праздника. Директор был в качестве деда Мороза. Это была его внутренняя потребность, и мы это не афишировали, хотя компания тратила много ресурсов – и финансовых, и временных.

Ещё в одной компании, по словам эксперта, во время пандемии директор обязал сотрудников скинуться, чтобы закупить аппараты ИВЛ для больниц. Общими усилиями они собрали на 4 аппарата, но сотрудники роптали, так как, во-первых, не все были согласны с пользой ИВЛ для выздоровления больных, а во-вторых, потому что сам директор в этом финансово не участвовал. 

– Я считаю, что благотворительные проекты должны быть чётко вписаны в правила корпоративной культуры на уровне миссии. Если компания заявляет, что она за экологию, то уборка пляжей, лесов, сортировка мусора – будут оправданы, – подводит итоги Евгения. – А сейчас всё очень хаотично происходит. Руководитель где-то что-то услышал и сказал – делаем. А как это связано с компанией и почему нужно делать именно это – сотрудникам не понятно. И никакой пользы для компании это не несёт.