До сих пор многие удивляются, как Олдос Хаксли в 1932 году в романе "О дивный новый мир" смог спрогнозировать наступающее нам на пятки будущее. Мир Гоши Острецова, художника, который представлял страну на Венецианской биеннале в 2009 году, перекликается с антиутопией Хаксли. Пусть у него и не сатира, но зато – яркая ирония.
![Человек рискует стать эмоциональной игрушкой робота, стремясь к индивидуализму](https://static.gazetametro.ru/media/20231208191216/39fd4cb7-9061-4123-be86-4574f6307a45.jpg)
Вместо людей из пробирки, лишённых духовности у него – человекоподобные роботы с искусственным интеллектом.
![Мемориальная композиция "робоскрепы" – социальная ячейка ИИ. Металл, электричество, механика, пластик, 2023.](https://static.gazetametro.ru/media/20231208191224/6a0dbc95-b797-49d5-945d-b820b4ab023c.jpg)
– Сейчас появляется много дизайн-бюро, которые создают всё для жизни человека, а у меня – робобюро. Оно разрабатывает вещи для следующего этапа развития человечества – искусственного интеллекта, – рассказывает Metro Гоша. – Столы, стулья, лампы, игрушки, есть даже робобарби – всё, что нужно роботам для существования среди нас.
Нейросеть сейчас пишет не картины, а ерунду. Робот не может создавать искусство в нашем понимании. Он – не обладатель культурной традиции. Они могут сымитировать культурные коды, чтобы с нами общаться. Но почувствовать человека – никогда! Гоша Острецов, художник
Яркие предметы сделаны из фанеры, металла, пластмассы, есть ткани, расписанные акриловыми красками.
– Это красивая, радостная обёртка, как красочная упаковка от шоколадной конфеты, но на вкус она настолько приторна, что тошно, – объясняет художник. – Она напоминает: приторность подобна яду. Человечество всегда стремится к большему. Мы создали автомобиль, а теперь хотим, чтобы он летал. Мы создали компьютер, а теперь работаем на тем, чтобы ИИ делал за нас работу, решал задачи, советовал, как жить. Есть суррагатное материнство, скоро будет робоматеринство, а дальше роботы научатся клонировать друг друга, станут независимы – и наступит конец человечеству.
![Одежда первых цифровых людей. Комбинезон мужской "да будет свет". Комбинезон женский "везде лёт". Ткань, акрил. 2023](https://static.gazetametro.ru/media/20231208191220/2a2ac8ca-ff60-4f63-b484-1b9c1dde348b.jpg)
Острецов говорит, что мы сами, не осознавая, взяли курс на робопоглощение. Человек современный стремится к гипериндивидуализму. Даже звонить стало неэтично, все стараются писать сообщения, избегая живого общения, чтобы сохранить внутреннее состояние.
– Девайсы создаются для того, чтобы освободить время для саморазвития, ограничить общение, чтобы рядом было меньше лишних людей, – считает художник. – Вместо уборщицы – робот-пылесос, вместо кухарки – полуфабрикаты и доставка еды. Но, как ни крути, человек – существо коллективное, ему скучно. Поэтому появляются умные колонки с человеческим голосом, а в будущем и роботы-андроиды. Но на сегодняшний день сделать из них полное подобие человеку – недостижимо, как и создать квантовый компьютер. Ничего не получается – всё разваливается. Когда человек начнёт синтезировать атом, то станет владыкой мира, только будет ли это человек? Есть огромная вероятность, что прежде нас это сделает ИИ.
![Манекены модного дома "от футюр" с индивидуальными резными деталями. Дерево, ткань, акрил, 2023.](https://static.gazetametro.ru/media/20231208191232/2855d083-4ab2-4e82-8b20-23b1a9057256.jpg)
Роботы могут создать только своё искусство, которое людям не понять. Они будут видеть какой-нибудь алгоритм, нам недоступный, и балдеть! Гоша Острецов, художник
Гоша Острецов говорит, что все предметы, которые он создал для выставки, роботам понадобятся, но самым главным, чем они будут пользоваться – это человек. Конструируя удобного андроида – слушателя, человек подсознательно мечтает возвыситься, но никогда не сможет спрятать эмпатию и эмоциональность, а робот, не обладая ни тем, ни другим, быстро научится этим пользоваться. Так человек рискует стать узником "эмоциональной" роботюрьмы.
![Супрематическая композиция "биссектриса", треугольник и круг. Фанера, акрил, 2023.](https://static.gazetametro.ru/media/20231208191224/ff003cfe-f788-4b2a-a248-e025f4bfb325.jpg)
Неслучайно и то, что произведения искусства Острецов выполнил в стиле супрематизма.
– В начале XX века Малевич создал супрематический мир для нового человека. За 100 лет мало что изменилось: мы также живём в домах-коробках, нас окружают прямоугольники и углы, – говорит Гоша. – Но зато появился новый искусственный интеллект. Я как художник создал супрематический мир будущего, в котором связал два столетия. Не отрицаю, что мы уже и есть ИИ, и этот вопрос оставляю зрителю.
Работы созданы в рамках программы "ColLab" мастерских Центра художественного производства "Своды" Дома культуры "ГЭС–2"
Выставка открыта до 22.01.2024 года