Школьники из Екатеринбурга приезжают на каникулы в Северную столицу. Начинающая блогерша Дана (Александра Бабаскина) и её одноклассник Лёва (Миша Мяло) становятся свидетелями кражи преступником в красных штанах знаменитого Чижика-Пыжика – бронзовой статуэтки, в которую гости города, загадывая желание, целятся монетками. Лёва тоже мечтал бросить монетку и загадать, чтобы его родители помирились, но не успел. Блогерша Дана, почувствовав, что это преступление принесёт ей подписчиков, оседлав скейт и включив в гаджете прямой эфир, подбивает сомневающегося Лёву броситься через весь город в погоню за злоумышленником.
Впечатления
В одном из эпизодов герои забегают в книжный магазин, в котором пожилой писатель (Сергей Мигицко) презентует свою книгу и цитирует Гоголя: "При мысли о Петербурге мороз проходит по моей коже, и кожа моя проникается насквозь страшною сыростью и туманною атмосферою". Весь фильм это утверждение блестяще опровергает: в пространстве этой истории Петербург – яркий, вечно летний город под голубым небом с разноцветными, будто нарисованными плотной гуашью домами. Даже Музей ужасов, при всей необходимой ему мрачности, с красивым фиолетовым фонарём у входа и колоритными зомби, вызывает подозрительное желание непременно когда-нибудь его посетить. Не будучи рекламой Питера, фильм фактически ею стал: здесь прекрасны даже пресловутые дворы-колодцы, в которых стоят не мусорные баки, а живописно громоздятся остатки гигантской гипсовой греческой богини. Поэтому на протяжении всего просмотра постоянно ловишь себя на мысли, что отвлекаешься от диалогов героев в пользу рассматривания натуры, по которой они перемещаются.
Спорадической потере внимания к диалоговой части способствует и некоторая растянутость сюжета за счёт нескольких недостаточно оправданных, на вкус автора данной рецензии, эпизодов, которые не получают развития, но на которых тем не менее авторы картины делают акцент. Вот безымянная блогерша ведёт прямой эфир с Сенатской площади, снимая себя и приехавших из Екатеринбурга школьников: дальше мы с ней не встретимся, но эпизод снят так, что в памяти остаётся только она, заслонившая действия персонажей первого плана. Эта проблема – одинаковая по степени яркости фиксация на главных и второстепенных лицах – характерна для всей картины и она же, видимо, привела к некоторой растянутости действия и потере точки кульминации.
С другой стороны, можно сказать авторам фильма спасибо за это же. Например, идея нарядить героиню одного из таких коротких эпизодов, утончённую и интеллигентную Светлану Немоляеву, в костюм зомби дала оксюморонный эффект: сложно было удержаться от смеха, глядя, как она разводит у доброго улыбающегося лица одетыми в лапы зомби руками. Или сыгравшая классную руководительницу Инга Оболдина, способная всего парой предложений создать яркое сценическое действие.
На том же приёме совмещения несовместимого построен и комизм других безусловно удачных сцен: глядя на то, как на берегу залива сидят двое подростков с ряженой Екатериной II в съехавшем набок после драки с другой императрицей напудренном парике, зал тоже покатывался от смеха.
В целом путешествие по разноцветному гуашевому Петербургу двух подростков получилось очень милым. Удачно подобрана пара ребят: маленький, не по годам эрудированный Лёва с буйными кудрями и долговязая блондинка-блогерша составили забавную кинопарочку антиподов в лучших традициях мировых комедий. Сами по себе факты постоянного похищения в реальной жизни статуэтки Чижика-Пыжика давно напрашивались на литературное или киновоплощение, и можно поздравить авторов за идею сделать на основе этого культурного преступления семейный приключенческий фильм.
И хотя 5 "Б" из Екатеринбурга несколько растворился в толпе кинопетербуржцев – не такова ли цель каждого путешествия? После просмотра ловишь себя на отчётливой мысли: пока лето не кончилось, нужно срочно ехать в Петербург.