Что узнали учёные МИСиС и МГУ при анализе средневековых мечей, принадлежавших викингам

Учёные провели исследование средневековых мечей викингов и обнаружили среди оружия подделку, восстановленный клинок и меч отличного качества
Предоставлено пресс-службой НИТУ "МИСиС"
Состав средневекового оружия изучили с помощью новых технологий.

Учёные НИТУ "МИСиС" и МГУ и Государственного исторического музея объединили усилия, чтобы раскрыть секрет изготовления средневекового оружия. Под прицел исследователей попали легендарные клинки X века. Мечи, когда-то принадлежавшие викингам и найденные при раскопках курганов под Смоленском, подвергли металлографической экспертизе.

– Всё началось с того, что Сергей Юрьевич Каинов, археолог, ведущий раскопки в Гнёздово, предложил мне исследовать мечи из старых раскопок, которые вели специалисты кафедры археологии МГУ в советское время, – рассказала Metro Александра Щедрина, магистрант кафедры археологии, выпускница кафедры металловедения и физики прочности МИСиС.

По её словам, в России подобные исследования не проводились. Для проведения анализа мечи привезли в лабораторию НИТУ "МИСиС".

– В первую очередь исследовали с помощью металлографии (изучение структуры металлических материалов с помощью микроскопии. – Прим. ред.), это метод в принципе достаточно старый, – объяснила Metro Александра Щедрина. – Но современное оборудование позволяет получить гораздо больший объём информации. Сейчас есть возможность под микроскопом получать детальные снимки структуры по всему сечению.

Имитации были и в Средневековье

Сегодня никого не удивишь информацией, что брендовые предметы горе-предприниматели копируют. Изделия, воссозданные попроще, принято называть подделками, а образцы, более похожие на оригинал, прикрывают словами "имитация" или "реплика". Однако тенденция, как случайно установили исследователи, не нова. Оказывается, и средневековые мастера шли по этому пути. Как предполагают учёные, в районе Рейнской области когда-то работала оружейная мастерская. Мечи местного производства клеймили брендом Ульфберхт (Ulfberht) (в Средние века писали + VLFBERHT +). Оружие за высокую прочность снискало популярность и распространялось по Европе.

Перевёрнутая буква (на верхнем мече) выдала подделку.
Предоставлено пресс-слубой "МИСиС"
Перевёрнутая буква (на верхнем мече) выдала подделку.

– Мечи викингов могли изготавливаться из стали самого разного качества. Некоторые из них не смогли бы выдержать ни одного нормального удара: их клинки были сделаны из железа с минимальным содержанием углерода. Качественные же клинки содержат высокоуглеродистую сталь. Существует распространённая легенда о том, что мечи Ульфберхта изготовлены из литой тигельной стали, сопоставимой по качеству с современным металлом. Наши исследования опровергают этот миф: во всех мечах обнаружены сварные швы, неоднородности структуры и шлаковые включения, — рассказал Александр Комиссаров, заведующий лабораторией "Гибридные наноструктурные материалы" НИТУ "МИСиС", кандидат технических наук.

Изучая состав металла мечей, учёные исследовали и клейма. Выяснилось, что на двух клинках изображения бренда разные. Один оказался подделкой: и качество металла ниже, и в названии бренда ошибка.

– Один из мечей – это вершина технологий для того периода, – уточнила Александра. – А второй, хотя имел такой же знак на клинке, оказался созданным из менее качественных материалов. Сталь дешевле. В клейме одна буква перевёрнута. Теперь мы точно знаем, что это разные центры производства.

Дорогое сердцу оружие ремонтировали

Учёные также установили, что один из мечей был сломан – видимо, в бою. А дальше хозяин оружия отдал его в ремонт.

– На одном из мечей мы обнаружили следы ремонта, – отметила Александра. – По всей видимости, этот клинок сломался где-то вблизи рукояти. Его отремонтировали.