
С программой театрализованных представлений в рамках фестиваля можно ознакомиться на сайте russia.ru, а пока Metro рассказывает истории самых необычных российских персонажей.
Хель Мучи

Регион: Чувашская Республика
Образ: Хель Мучи облачён в шубу, расшитую чувашскими узорами, а в руке его – посох, сплетённый из ветвей волшебного дуба юмана. Он единственный из российских волшебных "дедушек" сам изготавливает древние музыкальные инструменты и виртуозно на них играет.
Традиции: В чувашский Новый год, который называется Сурхури, проводятся обряды и гадания. Например, сурăх ури тытни, или "лови овечьи ноги": ночью молодёжь заходит в хлев и привязывает к ногам овец верёвки. Поутру смотрят: если овца белая, суженый будет блондином, чёрная – брюнетом.
Ямал Ири

Регион: Ямало-Ненецкий автономный округ
Образ: "Дедушку Ямала" наделили силой могучие духи Севера: он следит за порядком в тундре, а на вопрос, сколько ему лет, отвечает "Столько, сколько снега на Земле". Ямал Ири – оленевод, носит традиционную одежду ненцев, а с собой у него волшебные бубен и посох.
Традиции: Новый год по-ненецки отмечают праздником встречи солнца – в Заполярье оно впервые появляется после продолжительной полярной ночи 7 января. Родственники дарят друг другу белых оленей хаер’ ты, на боках которых нарисовано солнце.
Митын Дада

Регион: Республика Северная Осетия – Алания
Образ: Кавказский "Снежный Дедушка" – суровый и могучий старец в длинной бурке, папахе и черкеске (распашном кафтане из сукна с газырями – металлическими гнёздами для патронов). В руках кинжал и посох.
Традиции: Главный зимний праздник осетин – Ног аз. На рассвете каждая семья разжигала перед домом костёр и обходила его с песней. Глядя, как догорает огонь, люди желали, чтобы в нём сгорели все несчастья. А утром первый гость дома рассыпал зёрна кукурузы и пшеницы с пожеланием стольких же удач, сколько зёрен на полу.
Кöдзыд Пöль

Регион: Республика Коми
Образ: Русифицированная версия имени этого дедушки – Кэдзыд Пэль, он появился из северного сияния и живёт, как ни странно, на Северном полюсе. Одет в меховую шапку и шубу, а передвигается на охотничьих лыжах лызь, подбитых камусом – оленьей шкурой. Помощник Кöдзыд Пöля – большой волшебный заяц Кэч, запряжённый в сани с подарками.
Традиции: В старый Новый год в Коми накрывают роскошный стол: готовят сладкую кашу, фигурные печенья чибö и блюда из поросёнка. Отсюда ещё одно название дня – "Порсь кок вильöдан лун" – "День поедания свиной ножки".
Дед Халла, Паккайне и Талвиукко

Образ: Имя Деда Халла по-карельски означает "иней" – говорят, Солнце подарило ему тёплое сердце, Луна – спокойную мудрость, Медведь – силу, а Лес – способность понимать язык зверей и птиц. Он хранитель этих мест, благодаря его силе в Карелии нет землетрясений, извержений вулканов, наводнений и ураганов. Волшебным посохом он замораживает дурные мысли и не даёт сбываться злым помыслам, от звона его колокольчика на небе загорается новая звезда, а своими варежками Дед Халла размораживает злые сердца и лечит болезни.
Паккайне, или "Морозец" в переводе с карельского, – самый молодой волшебник-купец из города Олонец. Весельчак, франт, завидный жених – там, где находится он, всегда идут гулянья. Одет Паккайне в средневековый костюм карела XI–XII веков: штаны, подпоясанная рубаха с традиционным карельским орнаментом и жилет, к которому плащ крепится специальными застёжками-звёздами сампо – символами счастья и изобилия в карельском эпосе.
Талвиукко, "Зимний дед", по легенде, упал с неба звездой в заснеженный лес – там его нашли собаки породы хаски Куттэ и Мюттэ и отнесли мальчика своим хозяевам. Он очень быстро рос: в доме ему было жарко, а на холоде он не замерзал. Каждую зиму Талвиукко дарил подарки соседским детям. Когда волшебник постарел, то отпустил бороду, стал носить красную шубу, валенки и рукавицы, а передвигаться – на нартах с упряжкой ездовых собак хаски и маламутов.
Традиции: Новогодние обряды в Карелии связаны с древними поверьями: первая вода из колодца – к изобилию, первый гость-мужчина – к урожаю, а женщина – к неудаче. Ничего отдавать из дома чужим людям в праздники было нельзя, чтобы не ушло благополучие. А ещё проводились гадания на блинах: девушки смотрели на будущее или искали суженого сквозь дырку в блине.