КИНО

Девушки с ружьём, учительница в поиске смысла жизни и Николь Кидман против бандитов

8 марта мы предлагаем зрительницам посмотреть не сладенькие романтические комедии, а небанальные фильмы о женщинах, которые поддержат вашу силу духа
Брит Марлинг в вестерне “Гостиная”, режиссёр Дэниэл Барбер.
Anonymous Content

Праздник 8 марта ежегодно отмечается в России, но не в его изначальном смысле, о котором нам пора вспомнить. Международный День женской солидарности объединяет жительниц всей планеты и напоминает о смелых женщинах, которые в разное время боролись за женские права. В 2010-х женская эмансипация стала главным трендом мирового кино. Появилось много плоских фильмов о чудо-женщинах, которые эксплуатировали феминистский тренд. Но среди моря шаблонов были действительно важные и воодушевляющие фильмы о женщинах. Metro поздравляет своих читательниц и предлагает подборку небанальных феминистских фильмов. 

Их звездный час (2016)

Во время бомбёжек полупустого Лондона, откуда все ушли на войну, молодая копирайтерша Кэтрин (Джемма Артертон) попадает в Министерство информации писать “сопли” - реплики женских героинь для пропагандистских роликов. Ей выпадает возможность написать сценарий нового фильма, который воодушевит британскую нацию. Никто поначалу не воспринимает женщину-сценариста всерьёз. 

Джемма Артертон в фильме “Их звёздный час”, режиссёр Лоне Шерфиг.
Nicola Dove / Nicola Dove

Жанр драмеди распространён в кинематографе всего мира, но никто по-прежнему не смешивает смех и слёзы на экране лучше, чем англичане. Этот пронзительный, смешной и нежный фильм, где даже нашлось место любовной линии, рассказывает о том, как продолжать жить, работать и приносить пользу в невыносимых условиях.

Моя счастливая семья (2017)

В свой день рождения, празднование которого семья превращает в официоз, 52-летняя учительница (Иа Шуглиашвили) уходит из дома. Её решения не понимают ни родственники, ни подруги, а меньше всего - муж (Мераб Нинидзе).

Неореализм и даже гиперреализм - один из устоявшихся трендов “фестивального” кино. В Европе призы чаще всего получают именно такие социальные фильмы, снятые нарочито без прикрас, настолько “просто”, что доходит до жеманства: глядите, у нас всё так жизненно, что виден каждый прыщ на лицах. У грузинского режиссёра Наны Эквтимишвили даже нет музыки, кроме застольных песен, которые поют персонажи. Но в её замечательной картине нет ни грана кокетства. Она выглядит, почти как документальное кино - тихое, задумчивое и упрямое, как её героиня, чья проблема даже не в том, что семья воспринимает её, как мебель, а в том, что за 52 года она так и не нашла себя. Заняться этим, считает Эквтимишвили, никогда не поздно.

Гостиная (2014)

Южане проиграли войну, и теперь по их земле идёт армия северян, а вместе с ними - мародёры. Живущие в одиночестве две сестры (Брит Марлинг и Хейли Стайнфелд) и чернокожая рабыня (Муна Отару) защищают свой дом от вторжения двух дезертиров (одного из них играет Сэм Уортингтон из “Аватара”).

Вестерн - самый старый и самый “мужской” жанр кинематографа. Смелые мужчины быстро скачут и стреляют, защищают слабых и встречают героическую смерть (или получают любовь девушки). Попытки переосмыслить вестерн предпринимались давно. Все запомнили ковбоев-геев из “Горбатой горы”, а Шерон Стоун отдали типичную мужскую роль “храброго ковбоя” в “Быстром и мёртвом”. Но “Гостиная”, пройдя почти незамеченной зрителями, делает больше всех остальных “переосмысляющих” вестернов, вместе взятых. Здесь есть все приметы жанра: долгие взгляды, молчание, которое говорит вместо тысячи слов, быстрые скачки и внезапные выстрелы. В чём же разница? Здесь показана война, у которой - женское лицо. Фильм антивоенный, потому что женщины не хотят войны. Но врагу не стоит обольщаться. Защищая свою землю - она будет стрелять.

Бог существует, её имя — Петруния (2019)

32-летняя безработная и, в общем, бестолковая Петруния (Зорица Нушева), которую оплевывает на собеседовании мужчина в хорошем костюме, понуро бредёт домой. По пути ей попадается соревнование по нырянию в прорубь за крестом: сотни голых мужиков, которым плевать на праздник Крещения, на веру, на религию, на Бога и чёрта, но они хотят выиграть. Неожиданно для самой себя Петруния ныряет в прорубь и достаёт крест. Женщинам запрещено принимать участие в соревнованиях, и за девушкой начинает охотиться половина общества, от церкви до полиции.

Зорица Нушева в фильме “Бог существует, её имя — Петруния”, режиссёр Теона Стругар Митевска
Cirko Film

Фильм македонского режиссёра Теоны Стругар Митевской - пока лучшее высказывание на тему “оскорбления чувств верующих”, которые обычно оскорбляются так, как будто из всей Библии они выучили только “Око за око”. В абсурдной, местами даже комичной форме режиссёр рассматривает вопрос принижения церковью женщин. И делает неутешительный вывод: XXI век на дворе, а вы всё ещё охотитесь на ведьм.

Время возмездия (2018)

Эрин (Николь Кидман с накладным носом) когда-то внедрили в банду, завязанную с наркотрафиком. Из этой истории она вышла травмированной, беременной и с тёмной тайной. Спустя годы дочка, которую родила Эрин, не желает иметь с матерью ничего общего, сама Эрин пьёт, а тёмное прошлое её не отпускает. В солнечном Лос-Анджелесе появляется труп, и Эрин знает: кто-то идёт по её душу.

Николь Кидман в фильме “Время возмездия”, режиссёр Карин Кусама.
30West

Жёсткий триллер Карин Кусамы не понравился мужчинам-кинокритикам, но это тот случай, когда стоит верить только своим глазам. Неузнаваемая в гриме Николь Кидман сыграла абсолютно новую героиню в кино. Не до конца понятно, о чём нам говорит Кусама, отправляющая Кидман против бандитов, но это нечто среднее между “она же мать” и “женщина имеет право быть плохой, как и мужчина”.