Дочь погибшего в блокадном Ленинграде музыковеда показала последний рисунок отца

Фотографии, пропуски, медали... В Музее Победы показывают личные вещи тех, кто видел ужасы блокадного Ленинграда. Один из экспонатов – рисунок, который дочка хранит как память о покойном отце
Дочь погибшего в блокадном Ленинграде музыковеда показала последний рисунок отца
предоставлено героиней материала
Фото Андрея Будяковского из домашнего архива, 1941 год

Андрей Будяковский, советский музыковед, известный благодаря исследованию творчества Чайковского, погиб в блокадном Ленинграде в 1941 году.

– Мне было тогда четыре года, – рассказывает Metro Елена Андреевна Будяковская. – Он рисовал это для меня. С другой стороны рукой моей мамы написано: "Рисунок папы 20 декабря". 

Рисунок с грибной поляной можно увидеть в Москве на выставке "Слава героям, тебя, Ленинград, отстоявшим!" в Музее Победы.
предоставлено Музеем Победы
Рисунок с грибной поляной можно увидеть в Москве на выставке "Слава героям, тебя, Ленинград, отстоявшим!" в Музее Победы.

Ему было всего 36 лет. Он ушёл из жизни через пять дней после того, как сделал подарок для дочери. Вслед за ним, в марте, скончалась и бабушка Елены Андреевны. Тогда её мать решила срочно уехать из блокадного Ленинграда. Они эвакуировались из города в апреле 1942 года в Вологду:

– Мы уезжали одним из последних рейсов по ледовой дороге. Нас погрузили в поезд, в вагоны, давали гороховую кашу. 

Множество вещей семья оставила в квартире, в том числе и рисунок. Он был среди документов Андрея Будяковского.

После снятия блокады их квартиру неожиданно заняли чужие люди, несмотря на то что она была забронирована за семьёй. Когда мама Елены Андреевны вернулась в Ленинград, она начала судиться за возвращение жилплощади, где хранились вещи почившего мужа и отца. Разбирательства заняли полтора года и справедливость восторжествовала. 

Елена Андреевна хорошо помнит квартиру. Там был длинный коридор, где отец организовал домашний кинотеатр и впервые показал дочери фильм, а ещё высокие потолки:

 – Они были под четыре метра. И там были антресоли. Перед отъездом мама туда много чего положила.

По словам Елены Андреевны, под потолком находились даже дореволюционные издания Пушкина, Лермонтова, Гоголя.. 

– И часть папиного домашнего архива, – уточняет Елена Андреевна.  

 Надежда была невелика, что на антресолях сохранились спрятанные вещи. Но, к счастью, они оказались на месте:

– Папины рукописи, черновики исследований и рисунок, они все чудом сохранились, – с радостью говорит Елена Андреевна. – Эти люди не добрались до антресолей. 

У Елены Андреевны об отце остались только самые тёплые воспоминания:

– Одно из них – когда папа сидел у рояля, а я у него на коленях. Он играл "Форель" Шуберта. И там, когда слова в конце, что рыбак с крючка снимает рыбку, я начинала заливаться слезами горькими. Но всё равно просила снова сыграть и спеть.

Сейчас Елене Андреевне 86 лет. После войны она продолжила работу отца – издала его исследование о Чайковском.