
Интерактивность, мультимедийность и технологичность – вот три кита новой музейной реальности. Потрескавшиеся фотоархивы и спрятанные за семью замками экспонаты, какой бы исторической ценностью ни обладали (если речь не идёт о "Моне Лизе" или вангоговских "Подсолнухах"), всё же привлекают не так сильно, как рычащие голограммы динозавров и полотна, оживающие по взмаху телефона в сторону QR-кода. Столица от мировых трендов не отстаёт: так в Музее Востока и появился альтернативный опыт посещения. В его основе – не монотонный рассказ гида, а детективный квест, похожий на знакомый многим жанр компьютерных игр "Найди предмет".
В центре всего – драконы: стеклянные, тканевые, металлические и глиняные, они живут на десятках экспонатов со всего Востока – от Бурятии до Индонезии. Невидимыми ниточками все они объединены между собой – остаётся лишь настроить фокус и отправиться на поиски. Делается это так: получив карту, участник игры изучает красочный комикс – в нём зашифровано 23 предмета с изображением драконов. Искать их нужно на трёх этажах музея, а при обнаружении клеить на карту нужную наклейку.

– В прошлом году совместно с парком Горького мы проводили выставку "Драконы Востока", – об истоках проекта рассказывает куратор выставки Анна Голда. – Сначала она была полностью в планшетном формате, а когда переехала в музей, её дополнили реальными экспонатами из фондов. На основе этой экспозиции родился маршрут.
В реалистичном комиксе каждый рисунок до деталей повторяет облик музейных сокровищ, причём не простых, а говорящих.
"Ты чувствуешь приятный аромат? Он исходит от меня", – шепчет с карты призрачный дракон, похожий на клубок дыма.
"Да, он настраивает меня на медитацию", – отвечает ему статуэтка монаха, застывшего в позе лотоса. Так персонажи прозрачно намекают: искать нужно то, что источает запахи. Эта догадка приводит к ритуальной тибетской курильнице, золотистые ручки которой выполнены в форме дракончиков. Ищем среди наклеек нужную и клеим на специально отведённое под неё местечко. Бинго! Осталось разгадать ещё 22 шифра.

– Нам было важно, чтобы изображение на наклейках было подлинное – в виде фотографий, а не рисунков. С их помощью карта превращается в каталог, который можно унести с собой из музея, – рассказывает соосновательница студии "Артефактори" Анастасия Щербакова, создавшая иллюстрации к комиксу.
Пополняя каталог, больше похожий на собрание волшебных предметов из сказки, хочешь не хочешь, а становишься частью этого мира. В ярко-синих витринах Центральной Азии чувствуешь себя героем восточного эпоса, а в мемориальном кабинете Николая Рериха ключи к разгадке даёт сам дух легендарного художника, обитающий в этих стенах. И вдруг тысячелетние вазы, ножи и халаты перестают молчать. В них оживают личные истории – те, ради которых современный человек и идёт в музей.
3 вопроса о драконах
Анна Голда, искусствовед, одна из создателей карты-комикса

Какой дракон на маршруте самый необычный?
– Думаю, это наги – не совсем классические драконы из Юго-Восточной Азии, они выглядят как змеи с драконьими головами. В квесте их можно найти на кинжалах крис, индонезийском холодном оружии. Нагов изображают на режущей части изогнутого кинжала или на рукояти – считается, что это очень сильное и мудрое существо, поэтому и кинжалы обладают сакральными свойствами.
Дракон – это всегда мудрое, положительное существо?
– Между драконом западноевропейским и восточным разница довольно большая. На Востоке это чаще сильное существо, которое управляет стихиями природы, а не сидит на золоте и не ест рыцарей. Но есть сказочные сюжеты, где драконы зловредные: в Иране, например, драконоборство – одна из центральных линий. При этом воин побеждает дракона, стреляя в него из лука, а не пронзая копьём как наш Георгий Победоносец.
А существует наш, российский дракон?
– Если не брать в расчёт Змея Горыныча, на выставке у нас как-то были тувинские драконы. Но всё равно в них используются два прототипа: китайский и индийский дракон макара – химерообразное существо, собранное из разных частей других животных, на нём ещё часто ездят боги.