"Драконий маршрут" с интерактивной картой запустили в Музее Востока

На что идут столичные музеи для популяризации искусства и при чём тут наклейки и комиксы, выяснило Metro
"Драконий маршрут" с интерактивной картой запустили в Музее Востока
Елена Купцова
К каждой наклейке идёт подпись – она содержит название предмета, регион происхождения и век, которым датируется вещь.

Интерактивность, мультимедийность и технологичность – вот три кита новой музейной реальности. Потрескавшиеся фотоархивы и спрятанные за семью замками экспонаты, какой бы исторической ценностью ни обладали (если речь не идёт о "Моне Лизе"  или вангоговских "Подсолнухах"), всё же привлекают не так сильно, как рычащие голограммы динозавров и полотна, оживающие по взмаху телефона в сторону QR-кода. Столица от мировых трендов не отстаёт: так в Музее Востока и появился альтернативный опыт посещения. В его основе – не монотонный рассказ гида, а детективный квест, похожий на знакомый многим жанр компьютерных игр "Найди предмет". 

В центре всего – драконы: стеклянные, тканевые, металлические и глиняные, они живут на десятках экспонатов со всего Востока – от Бурятии до Индонезии. Невидимыми ниточками все они объединены между собой – остаётся лишь настроить фокус и отправиться на поиски. Делается это так: получив карту, участник игры изучает красочный комикс – в нём зашифровано 23 предмета с изображением драконов. Искать их нужно на трёх этажах музея, а при обнаружении клеить на карту нужную наклейку.   

В корейском зале журналист Metro обнаружила шлем XIX века, на котором красуется золотой дракон.
Елена Купцова / Газета Metro
В корейском зале журналист Metro обнаружила шлем XIX века, на котором красуется золотой дракон.

– В прошлом году совместно с парком Горького мы проводили выставку "Драконы Востока", – об истоках проекта рассказывает куратор выставки Анна Голда. – Сначала она была полностью в планшетном формате, а когда переехала в музей, её дополнили реальными экспонатами из фондов. На основе этой экспозиции родился маршрут. 

В реалистичном комиксе каждый рисунок до деталей повторяет облик музейных сокровищ, причём не простых, а говорящих. 

"Ты чувствуешь приятный аромат? Он исходит от меня", – шепчет с карты призрачный дракон, похожий на клубок дыма.  

"Да, он настраивает меня на медитацию", – отвечает ему статуэтка монаха, застывшего в позе лотоса. Так персонажи прозрачно намекают: искать нужно то, что источает запахи. Эта догадка приводит к ритуальной тибетской курильнице, золотистые ручки которой выполнены в форме дракончиков. Ищем среди наклеек нужную и клеим на специально отведённое под неё местечко. Бинго! Осталось разгадать ещё 22 шифра. 

Самой маленькой участнице квеста обнаружить небольшой ритуальный кинжальчик было труднее всего – он находится на третьей по высоте полке этажерки. На помощь пришла мама, руками приподнявшая дочку.
Елена Купцова / Газета Metro
Самой маленькой участнице квеста обнаружить небольшой ритуальный кинжальчик было труднее всего – он находится на третьей по высоте полке этажерки. На помощь пришла мама, руками приподнявшая дочку.

– Нам было важно, чтобы изображение на наклейках было подлинное – в виде фотографий, а не рисунков. С их помощью карта превращается в каталог, который можно унести с собой из музея, – рассказывает соосновательница студии "Артефактори" Анастасия Щербакова, создавшая иллюстрации к комиксу.  

ЦИТАТА
Пока ты ищешь драконов, ты на самом деле внимательно знакомишься с экспозицией. Я прошла такой маршрут и совершенно по-новому взглянула на музей, заметила многие вещи, на которые до этого не обращала внимания.
— Анастасия Щербакова, художник, создатель комикса

Пополняя каталог, больше похожий на собрание волшебных предметов из сказки, хочешь не хочешь, а становишься частью этого мира. В ярко-синих витринах Центральной Азии чувствуешь себя героем восточного эпоса, а в мемориальном кабинете Николая Рериха ключи к разгадке даёт сам дух легендарного художника, обитающий в этих стенах. И вдруг тысячелетние вазы, ножи и халаты перестают молчать. В них оживают личные истории – те, ради которых современный человек и идёт в музей.

3 вопроса о драконах

Анна Голда, искусствовед, одна из создателей карты-комикса

Анна Голда
Из личного архива
Анна Голда

Какой дракон на маршруте самый необычный? 

– Думаю, это наги – не совсем классические драконы из Юго-Восточной Азии, они выглядят как змеи с драконьими головами. В квесте их можно найти на кинжалах крис, индонезийском холодном оружии. Нагов изображают на режущей части изогнутого кинжала или на рукояти – считается, что это очень сильное и мудрое существо, поэтому и кинжалы обладают сакральными свойствами.  

Дракон – это всегда мудрое, положительное существо?  

– Между драконом западноевропейским и восточным разница довольно большая. На Востоке это чаще сильное существо, которое управляет стихиями природы, а не сидит на золоте и не ест рыцарей. Но есть сказочные сюжеты, где драконы зловредные: в Иране, например, драконоборство – одна из центральных линий. При этом воин побеждает дракона, стреляя в него из лука, а не пронзая копьём как наш Георгий Победоносец.  

А существует наш, российский дракон?  

– Если не брать в расчёт Змея Горыныча, на выставке у нас как-то были тувинские драконы. Но всё равно в них используются два прототипа: китайский и индийский дракон макара – химерообразное существо, собранное из разных частей других животных, на нём ещё часто ездят боги.  

Ваза на наклейке точь-в-точь похожа на свой прототип.
Елена Купцова
Сложнее всего оказались загадки Николая Рериха – в кабинете художника собраны десятки причудливых экспонатов.
Елена Купцова
В каждом зале драконы обнаруживаются в самых разных текстурах: то в металле, то в глине, то в текстиле.
Елена Купцова
Ваза на наклейке точь-в-точь похожа на свой прототип.1/3