Дышите – не дышите, или как буквально за несколько дней стать опытным фридайвером

Когда дно вдруг прерывается, нужно не переживать, а плыть.
Ирина Бабкина
Когда дно вдруг прерывается, нужно не переживать, а плыть.
Корреспондент Metro испытала на себе, что будет, если оказаться в холодном озере без акваланга, но с большим желанием занырнуть поглубже

Начнём с того, что решение "нырнуть" посетило не вдруг и не под каким-то сомнительным влиянием, а вполне в духе ситуации, в которой оказалась корреспондент. Итак, место действия – глубинный чемпионат России по фридайвингу. Лучшие и перспективные фридайверы России собрались в Кабардино-Балкарии и окружили по этому поводу озеро Черек-Кёл. А озеро со всех сторон удивительное: лазурно-голубое, глубокое настолько, что пока до конца не исследовано и, внимание, холодное до мурашек. И поступило предложение (возможно, в шутку – но мы её не поняли) попробовать. Думать и взвешивать за и против было некогда, корреспондент просто ответила "да". И вдруг всё как в тумане, но пришлось учиться с первого раза, ведь дальше ждёт бездна именно и только тебя. 

Разбилась вдребезги и лёгкая надежда, которая теплилась, что не найдётся костюм. Начинаем подготовку. 

Ласты выдали – поры покорять глубину.
Ирина Бабкина
Ласты выдали – поры покорять глубину.

Прохожу инструктаж  

Первое правило фридайвинга, как подсказал действующий чемпион мира Андрей Молчанов, – это ныряние с партнёром. Вопрос безопасности. Мудрые фридайверы доверили провести для меня этот курс молодого бойца Евгению Бутову – фридайверу с огромным опытом. Он спокоен, серьёзен, но главное, он главный врач Федерации, поэтому точно не растеряется, если журналист пойдёт камнем на дно. Вдыхаем, выдыхаем, задерживаем дыхание... Продуваемся, то есть представляем, что в самолёте заложило уши. Снова дышим. Кто знал, что воздух можно хранить где-то в закромах лёгких? 

Пришло время облачаться в костюм. Предстояло натянуть куртку, штаны, перчатки и носки. Поскольку ждёт нас не Красное море, плотность костюма зашкаливает. Обещают, что будет тепло, но натягивать сложно – применяем хитрость. Поливаем себя и внутреннюю часть костюма тёплой мыльной водой (можно намазаться детским маслом или заваренными семенами льна) и пробуем. Медленно, сантиметр за сантиметром, но решаем эту задачу. Теперь я ниндзя, чёрная звезда или тюлень. Ласты в руки – бодро идём к озеру. А, стоп. Ещё же грузы нужно надеть, чтобы хорошо идти ко дну. Пристегнули. Передвигаться стало сложнее. Но не сдаёмся. 

– Это озеро обманчивое. Хотя оно выглядит очень привлекательно, в нём никто не купается, – объявляет гид столпившимся вокруг туристам. А мимо идём мы и именно в воду. 

Последний штрих на берегу: надеваем ласты. Левая сразу села не очень, но спишем это на то, что костюмчик-то не совсем мой. 

Иду ко дну.
Ирина Бабкина
Иду ко дну.

Итак, мы в воде. Силы фридайверы берегут, поэтому на соревнованиях их к точке погружения зачастую подвозят на надувных матрасах. Я же плыву на спине, а мой инструктор рядом корректирует маршрут. Наша цель – буй, подвешенный в глубокой части озера. Под ним канат, держась за который и спускаются в ту самую, кстати, до сих пор точно не изученную глубину озера. 

Переворот со спины дался нелегко – груз на ремне тянет вниз. Одной рукой держимся за буй, надеваем маску на глаза (без трубки), задерживаем дыхание и смотрим в бездну. Дальше выдыхаем в воду. И снова и ещё раз. Когда все упражнения выполнены, пора карабкаться в глубину. Пробую. Ниже, ниже. Но страшно, а вдруг воздуха подняться не хватит. Возвращаюсь. 

Добираемся до обозначенной точки на спине – бережём силы.
Ирина Бабкина
Добираемся до обозначенной точки на спине – бережём силы.

Инструктор поздравляет. Начало положено. Повторяем снова и снова. И вдруг теряю ласту. Как раз ту самую. Евгений сориентировался, поймал и положил на буй. Я теперь, можно сказать, в моноласте или всё-таки в роли хромого тюленя? Ныряю в глубину снова. Потом ещё и даже глубже, глубже. 

Похоже, фридайвер внутри начал просыпаться. Но в голове засел один вопрос: зачем всё это? Ответил на него лучший в мире представитель этого спорта – Андрей Молчанов. Встретились мы с ним не на глубине, но разговор сложился как у фридайвера с фридайвером. 

– У фридайвинга есть несколько направлений, и спортивное – самое маленькое. Если есть интерес к постановке результата – это путь, где сложный процесс. А есть фридайвинг приключенческий: научиться нырять, чтобы хоть в тёплых морях, хоть в холодных озёрах  увидеть, что находится под водой. Новый опыт, который можно добавить в любую поездку. Есть движение русалок, моделей. Они позируют, в шоу участвуют. Также есть сотни тысяч подводных охотников-фридайверов. С баллоном – это браконьерство. А не дыша можно. Нырнуть, достать рыбу и съесть – самый экологический способ. 

Рекордсмен признался, что многие бизнесмены сегодня выбирают этот вид тренировок как антистресс. Сам Молчанов увлекается подводной фотографией, видео и любит плавать с китами и акулами, но в рамках организованных групп. Про покорение Космоса пока не думал, но нашу идею пройтись по Луне, задержав дыхание, сразу не отверг – задумался. 

Так погружаются профессионалы. Андрей Молчанов в процессе погружения на 112 метров.
Александр Акивис
Так погружаются профессионалы. Андрей Молчанов в процессе погружения на 112 метров.