Эмир Кустурица недавно неожиданно для всех был назначен на должность главного режиссёра Театра Российской армии. Metro узнало у мэтра, почему он согласился на это и что планирует делать на новом посту.
Какие планы и идеи вы хотели бы осуществить в новой должности?
Я человек практический. У меня есть конкретная идея – поставить свой фильм "Время цыган" на сцене. У нас была такая постановка в Париже, мы там играли два-три года. Я думаю, что зал Театра Российской армии очень хорош для того, чтобы там сделали постановку с русскими актёрами, актрисами, русским оркестром. Также я всегда думал, что на этой огромной сцене можно поставить великолепный спектакль по фильму "Летят журавли" – это один из моих любимых фильмов. И третий проект – это будет либо мой фильм "Андеграунд" на сцене, либо "Жизнь как чудо".
Собираетесь получить российское гражданство, как, например, Депардье?
В Сербии есть люди, которые любят Запад, и Запад значит для них всё. И они меня назвали апатрид (человек без гражданства. – Прим. ред.). У меня французский паспорт, у меня сербский паспорт, я не апатрид. Но это одна из моих идей – быть русским гражданином. Я играю музыку здесь больше 20 лет, я люблю вашу литературу, я люблю ваши фильмы, я чувствую себя молекулой этой культуры.
Как вы собираетесь работать с русскими актёрами?
Я не знаю многих русских актёров, я не знаю многих сербских актёров, я уже не знаю западных актёров, всё изменилось, и здесь мне придётся заниматься образованием. Даже фильмы смотрю не так часто. Книги читаю. У вас очень хорошие писатели: Евгений Водолазкин, человек, который написал "Петровы в гриппе" (Алексей Сальников. – Прим. ред.), Захар Прилепин.
Когда вы вступите в новую должность?
Я приступлю к работе в театре, когда я закончу мировой тур с моим оркестром (The No Smoking Orchestra. – Прим. ред.), – до конца года, а потом, в конце февраля, будет первая постановка – "Время цыган".
Какую вам пообещали зарплату?
Мы не говорили об этом. Это неважно. Мне важно, что будут реализовываться хорошие проекты.
Вы готовы работать бесплатно?
Бесплатно, думаю, вряд ли (Cмеётся). Но маленькая плата – почему нет. Надо же кушать. Я готов за 500 евро, чтобы оплачивали еду в ресторанах и была чистая квартира. А деньги я уже заработал, мне сейчас интересно и важно делать что-то осмысленное.
Как вы относитесь к тому, что сейчас происходит в киноиндустрии?
Я не знаю, что будет с кино. Но думаю, что с ним произойдёт то же, что и с оперными театрами: один два крупных мультиплекса в городе, а в основном люди будут смотреть кино дома, на платформах. Я уже лет десять назад об этом говорил.
Скажите, как вы относитесь к современным тенденциям в культуре – новой этике, отменам гендерных категорий?
Ужасно. Это хаос – то, что они делают. Если ты гомосексуалист, то не надо делать из этого политику. Невозможно, чтобы было: я лучший режиссёр, потому что я гомосексуалист. Но я думаю, что России удастся сохранить традиционные ценности.
А что вы собираетесь снимать как кинорежиссёр?
На следующие пять лет у меня два сценария. Один из них – это старая идея сделать "Наказание без преступления" – парафраз Достоевского.
Вы очень известный человек, что вам даёт слава? Вы извлекаете какую-то выгоду из своей популярности?
Я не работаю на памятник. Мне неинтересно, поставят ли мне монумент, когда я умру. Мне важно то, что я делаю сейчас и буду делать до конца своих дней: интересные проекты, в которых есть смысл и хорошие идеи. А эффектные моменты – они уже были со мной в моей жизни. И на Западе, и на Востоке.