Ферстаппен – на пороге величия: эксперт оценил его шансы превзойти "чёртову дюжину" Шумахера и Феттеля

Что изменилось в "Ф-1" со времён выступлений немцев, стало ли проще побеждать, как усовершенствовались болиды, Metro узнало у телекомментатора "королевских гонок" Натальи Фабричновой
Ферстаппен – на пороге величия: эксперт оценил его шансы превзойти "чёртову дюжину" Шумахера и Феттеля
Getty Images
Макс Ферстаппен на пороге уникального достижения.

В погоне за Феттелем и Шумахером

25-летний голландец Red Bull Макс Ферстаппен сравнялся с рекордными достижениями немецких экс-чемпионов на Гран‑при в Остине (США). До Макса 13 раз выигрывали этапы чемпионата за один сезон Михаэль Шумахер – в 2004 году и Себастьян Феттель – в 2013-м.

– Владение эмоциями, отсутствие ошибок, безупречная работа – и вот результат, Ферстаппен сравнялся с величайшими, – говорит Metro Наталья Фабричнова и сравнивает далее эпохи: – С точки зрения побед в "Формуле -1" машины абсолютно не важны, ведь они у всех одинаковые. Но если сравнивать болиды, на которых ездят сейчас, с теми, что были во времена Шумахера в начале 2000-х, то они совершенно разные! 20 лет назад болид управлялся механикой, 9 лет назад – во времена Феттеля – появились уже новые, усовершенствованные моторы, ну а сейчас болид и вовсе стал похож на компьютер!

Шумахер ездил ещё на механике
Getty
Шумахер ездил ещё на механике

Болиды мчатся в ногу  со временем, но получается, что и задача нынешних пилотов "Формулы-1" усложнилась, ведь им нужно приспосабливаться, уметь управлять "компьютером", щедро насыщенным техническими новшествами.

– Сегодня машина гонщика "заправлена" электроникой, управление ею находится на руле. Появилась даже возможность изменить мощность мотора всего за один круг. Есть разные режимы моторов, в том числе такой, который позволяет в погоне за лидером гонки не беречь машину, – обьясняет эксперт.

Болидов – меньше, гонок – больше

За последние 20 с лишним лет сократилось и число болидов на старте. Вот почему Ферстапенну побить рекорд немцев – проще.

– Ещё до Шумахера машин на старте гонок  было больше 20, а теперь – значительно меньше. Это объясняется тем, что сейчас в "Формуле-1" большую роль играет политика, – говорит специалист. – Например, такие гиганты, как Audi и Porsche хотели войти в "Формулу-1", но переговоры идут до сих пор, вот уже  5–7 лет. В результате  это привело к тому, что исчезли молодые команды и выросли затраты для тех, кто остался.

При этом увеличилось число гонок в сезоне, а вместе с этим – и шансы на большее количество побед в короткие сроки. Чем Ферстаппен и воспользовался.

– В 2014 году было 17 этапов на чемпионате мира, сейчас их – 22. Это даёт шанс голландцу увеличить число побед в рамках одного сезона и стать обладателем рекордного количества наград, – говорит Фабричнова. – А ведь ещё в 2000-х казалось, что 17 гонок – это практически максимум, при этом 13 побед из 17 считались практически разгромом остальных соперников.

Важный запрет

Ещё одним серьёзным изменением, отличающим эпохи, стал запрет на тестирование машины до старта. А это уже в минус Ферстаппену!

– Шумахеру "вкатываться" было гораздо проще, чем тем, кто соревнуется в гонках сейчас. Когда немец выступал, он вообще не вылезал с трассы, постоянно тестировал машину, вносил вместе с механиками изменения, стремясь что-либо в ней усовершенствовать, – вспоминает эксперт. – В настоящее время болид улучшить можно, это не возбраняется, но проверять его на автодроме в любое время суток, на любой трассе уже нельзя. У гонщиков теперь есть только генеральная репетиция перед заездом. 

У Ферстаппена много поводов для улыбки.
Getty Images
У Ферстаппена много поводов для улыбки.

Неизменным, пожалуй, осталась конкуренция – она  была, есть и будет во все времена. 

– Другое дело, что в 2000-х при многочисленных соперниках Шумахера у немцев была слаженная команда, которая оказалась на голову выше остальных, – рассказывает Фабричнова. – Изменить ситуацию на трассе смог бы только молодой гонщик. Таким в 2004 году оказался Фернандо Алонсо. Именно он бросил вызов ветерану "Ф-1" Михаэлю. 

Побеждать теперь труднее

– Всё же побеждать сейчас на трассе гораздо сложнее, чем во времена Шумахера, – резюмирует Наталья. – С тех пор стало больше медийной нагрузки, которая лежит на плечах гонщиков. Как сами они шутят: "Раньше была работа по выходным, а теперь их просто нет". Гонщики постоянно дают интервью, участвуют в автограф-сессиях.

До конца сезона-2022 осталось всего три гонки – в Мехико, Сан-Паулу и Абу-Даби. Если Ферстаппен выиграет хоть одну из них, то может стать единоличным лидером по победам в "Формуле-1" за сезон. Ближайшая гонка пройдёт в Мексике с 28 по 30 октября. 

– У Ферстаппена и его команды сложилась оптимальная ситуация, чтобы выиграть все оставшиеся гонки в сезоне. Во-первых,  у него самая быстрая машина в "Ф-1". Во-вторых, спортсмен – в прекрасной форме, уверен в себе, эмоционально его ничто не может "расшатать". Ну и плюс у него уже завоёваны два чемпионских титула. Теперь он может расслабиться и спокойно выигрывать гонки! – сказала Фабричнова, которая полагает, что Ферстаппен всё-таки станет рекордсменом.