РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Фриде Кало сегодня исполнилось бы 115 лет. Её давно признали одной из самых ярких художниц в истории

Столетиями для женщин была почти закрыта дорога в искусство. Но некоторые имена известны нам так же хорошо, как мастеров мужского пола
Выставка Фриды Кало.
Getty

Сегодня юбилей великой мексиканской художницы Фриды Кало. Её необычная манера живописи легко узнаваема: яркие сюрреалистические картины, зачастую с трагическими и пугающими образами. Своё искусство художница буквально творила "из себя". Автомобильная авария, в которую она попала в юности, искалечила её на всю жизнь и лишила возможности стать матерью. Много раз Фрида изображала на полотнах своё измученное, изломанное тело.  

Выставка Фриды Кало.
John Phillips / 2018 Getty Images

Второй "катастрофой" Кало называла встречу с мексиканским художником Диего Риверой. Их объединяла страсть, пылкая натура, политические взгляды и любовь к искусству. Но это были сложные, мучительные отношения, тоже наложившие огромный отпечаток на творчество Фриды. Тем большего восхищения заслуживает женщина, переплавившая физическое и нравственное страдание в живопись. 

Мексиканская звезда Сальма Хайек воплотила образ экстравагантной, кипящей страстями художницы в красочном байопике "Фрида".

 Артемизия Джентилески

Имя итальянской художницы XVII века хорошо известно не только в мире искусства, но и феминисткам. Пережив в юности сексуальное насилие, Артемизия решилась на шаг, который кажется смелым даже по нынешним временам: она подала на насильника в суд. Ей потребовалось немыслимое мужество, чтобы выдержать чудовищное судебное разбирательство, в ходе которого её слова проверяли испытанием… пыткой. 

Выставка Артемизии Джентлилески.
Getty

"Но Артемизия добилась осуждения насильника и передала свою травму в своём самом известном полотне "Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Тема женской мести мужчинам за страдания стала для неё основной. Её работы по степени мрачности и натурализма подошли ближе к творчеству Караваджо, чем у подражавших великому мастеру мужчин-художников. Артемизия получила признание при жизни и стала первой женщиной, принятой в старейшую европейскую Академию живописи во Флоренции.

Берта Моризо

Она была внучатой племянницей знаменитого мастера эпохи рококо Фрагонара, ученицей Камиля Коро и подругой великого Эдуарда Мане, благодаря знакомству с которым она примкнула к импрессионистам. Но в историю Берта Моризо вошла не как чья-то родственница, ученица или подруга. Белый был любимым цветом в палитре французской художницы, она использовала его чаще всех остальных, но это не мешало собратьям-импрессионистам называть её "виртуозом цвета". 

Работа Берты Моризо, музей Орсе.
Getty

Выставки импрессионистов Берта пропустила всего один раз – из-за беременности. Материнство стало для неё одним из источников вдохновения, эти работы исполнены особенной нежности и воздушности. Но художница использовала не только традиционные сюжеты. Одной из первых женщин в живописи она взялась за обнажённую натуру.

Серафина Луи или Серафина из Санлиса

Дочь неграмотной крестьянки, необразованная, не от мира сего, нищая, подрабатывавшая подёнщицей... Есть биографии блестящие, есть страшные, а есть просто душераздирающие. Серафина Луи была самоучкой и гениальной художницей-примитивисткой, которая изобретала собственные методы работы. Одно то, что она смешивала с красками кровь животных, живые соки растений, цветы и листья, принесло бы ей сегодня известность. Но прозванная "блаженной из Санлиса", художница окончила свои дни в психиатрической лечебнице, где умерла от голода и отсутствия ухода при оккупации Франции фашистами. Схожая судьба была у Даниила Хармса.

Признание художница получила только в наше время. Её работы выставлены в музее Майоля. О ней снят талантливый байопик "Серафина", где главную роль замечательно сыграла бельгийская актриса Иоланда Моро. Поразителен контраст между трагической жизнью художницы и её светоносными работами, в которых вселенная похожа на бесконечно распускающийся прекрасный цветок. Кажется, её сознание действительно приближалось к святости.

Марина Абрамович

Сербскую художницу коллеги любовно называют "бабушкой современного перформанса". Она считается специалисткой по "искусству выносливости" – виду представлений, которые требуют от художника преодоления трудностей. В сериале "Секс в большом городе" Кэрри – героиня Сары-Джессики Паркер – отправляется на первое свидание с нашим соотечественником-художником, которого играет Михаил Барышников. Они посещают выставку, на которой молчащая женщина в полном одиночестве не ест и не спит (Кэрри уверена, что по ночам она бегает в Макдональдс, но оказывается неправа). Этот перформанс в сериале вдохновлён искусством Марины.

Выставка Марины Абрамович.
Getty

Можно относиться по-разному к искусству, объектом которого служит сам художник, испытывающий возможности своего тела и духа. Но, вероятно, что-то есть в этом радикализме, когда артисты зачастую бросают вызов самой смерти. Это может оказывать шокирующий эффект: известны случаи, когда зрители падали в обморок на перформансах Абрамович. 

Фрагмент перформанса Марины Абрамович.
Getty