
По зову сердца
В первые дни наводнения в городе не хватало продуктов, спасательных жилетов и лодок. У многих местных жителей потопом смыло все вещи. На помощь им пришли волонтёры. Менее чем за сутки в городских чатах объединилось более двух тысяч россиян и граждан СНГ. Без распоряжений, без указаний сверху, просто по зову сердца.
— Люди действовали настолько сплочённо и профессионально, как будто всю жизнь только этим и занимались, — рассказывает Metro житель Нячанга и блогер Сергей Мальгота. – Тут же появились координаторы, которые отслеживали сообщения в чатах и ориентировали волонтёров, куда им нужно ехать и что взять с собой. У кого-то были лодки для вывоза людей и животных из затопленных районов, у кого-то автомобили, чтобы доставлять гуманитарную помощь. Блогеры взяли на себя ответственность за сбор средств. Ребята закупали воду, продукты, лекарства. Всё это моментально разиралось вьетнамцами, потому что многие из них по два-три дня просидели на крышах своих затопленных домов без еды и питья.

Сотни курьеров на байках, привыкших доставлять пиццу, теперь развозили "гуманитарку". Бармены и повара, только вчера мешавшие коктейли и варившие Фо Бо, разворачивали полевую кухню, чтобы накормить пострадавших и спасателей горячей едой. Кто-то за свой счёт покупал одежду и средства первой необходимости. Кто-то сдавал кровь. Некоторые предлагали своё жильё для тех, кто остался без крыши над головой, или просто приглашали отдохнуть и помыться.

– У нас было несколько спасательных групп. Иногда добираться до пострадавших приходилось по пояс, а то и по шею в воде, и всё это ночью, в полной темноте. Одна из групп сразу отправилась в труднодоступный район, но поток воды там был настолько сильным, что даже наличие лодки не позволяло пробиться к людям. Пришлось ждать, пока вода немного спадёт.
В общей сложности ребята вывезли на лодках несколько сотен вьетнамцев.
— Я три года живу в Нячанге и никогда ранее не видела такого единения и поддержки русскоязычного комьюнити, — признаётся волонтёр Виктория. — Мы все вдруг вспомнили, что у нас есть не только айфоны для красивых фоточек, но и руки, и сердца.
Ребята в шортах
Когда вода стала отступать, начался второй этап — "генеральная уборка". Волонтёры, уже освоившие роль спасателей, взялись за швабры и мешки, отмывая город от тонн грязи и убирая мусор с пляжей.
— Вода ушла, но последствия остаются повсюду. Горы мусора, сломанные мопеды и машины, испорченный вещи, мебель, матрасы, которые теперь гниют на улице – всё это реальность после стихии. Сегодня помогаем местным очистить дома и восстановить хоть какой-то порядок, – подводит итоги Сергей Мальгота.

Без потерь, к сожалению, не обошлось.
– Погиб русскоговорящий парень. Мы пока точно не знаем, был ли он волонтёром, или же просто находился в затопленном районе. Известно только, что он наглотался грязной воды. Там же смывало и кладбища, и свалки, и всю грязь с улиц. В общем, спасти его не удалось.
изнь постепенно возвращается в Нячанг, но работы ещё много.
— Нас часто спрашивают: а где же вьетнамские власти? Они есть, и они оказывают огромную помощь. Задействованы все — военные, пожарные, полиция, — поясняет волонтёр Светлана. — Мы могли бы сидеть в отелях, пить коктейли и в ус не дуть, как говорится. Но если ты видишь утопающего и понимаешь, что можешь помочь, ты не будешь ждать спасателей или корабль. Это называется человечность, сострадание и социальная ответственность.
Правительство Вьетнама, несколько ошарашенное таким поворотом, уже выразило официальную благодарность "ребятам в шортах". А местные телеканалы сняли о них репортажи.
К сожалению, стихия не прошла бесследно: около сотни человек погибло, тысячи остались без жилья, а экономический ущерб оценивается в 546 миллионов долларов. Президент России Владимир Путин направил соболезнования руководству Вьетнама в связи с трагическими последствиями масштабного наводнения. Но в эти тяжёлые дни простые россияне — те, кто был рядом, — показали, что самая мощная помощь иногда приходит не по дипломатическим каналам, а через простое человеческое "дай-ка я помогу".