
Судьба 27-этажного здания «Гидропроекта», вероятнее всего, будет решена уже после завершения торгов 10 декабря.
Во времена СССР в высотке на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе проектировали гидротехнические сооружения для всей страны. Здесь также был создан проект Асуанской плотины в Египте.
Первоначальный проект здания был разработан в 1951 году под руководством советского зодчего Каро Алабяна в стиле сталинских высоток. После смерти архитектора в 1959 году проект возглавил Георгий Яковлев. Среди его работ – посольство СССР в Китае.
"Согласно замыслу, который, возможно, когда-нибудь будет осуществлён, возведённое здание должно служить частью комплекса с вдвое более высокой 60-этажной башней", – писал о высотке в 1973 году журнал "Архитектурное творчество СССР. Проблемы и суждения".
Сохранить, а не снести
Внук инженера-проектировщика "Гидропроекта" Александра Гохбаума российско-американский дизайнер Александр Грант считает, что его необходимо сохранить.
– Думаю, самый верный вариант – отдать нижние три этажа под торговый центр, а этажи в башне поделить на офисы и отель. Для этого нужно сменить отделку снаружи на современный стиль (такое делали с советскими зданиями по всей Восточной Европе), надстроить для ТЦ пару куполов для атриумов, которые дадут расширение пространства и света. Проложить новую общую вентиляцию, – размышляет дизайнер.
С тем, что здание "Гидропроекта" надо сохранить, согласна и архитектор Екатерина Ромашова.
– Это здание является одним из самых значимых памятников советского модернизма 70-х годов в Москве, и сносить его – значит уничтожать прошлое, – говорит Ромашова. – Однако оно морально устарело для нашего времени. Необходимо заменить старые витражи, обновить инженерные системы. Особенно сильно в восстановлении нуждается фасад, который в своё время был превращён в медиаэкран, мигающий в окна соседних домов. Надо вернуть ему первоначальный вид.
Проще построить новое
Архитектор Андрей Белый, глава одноимённого архитектурного бюро, полагает, что для того, чтобы говорить о реконструкции "Гидропроекта", необходимо понять его состояние:
– Может, его проще снести и новое построить. Если смотреть на это здание с архитектурной точки зрения, оно по большому счёту не представляет ценности – это просто параллелепипед. Но из этого здания, если оно в нормальном состоянии, безусловно, можно сделать конфетку. Решить проблемы с лифтами: мало лифтов и люди стояли в очередях. При реконструкции можно решить вопрос с новым остеклением. Раньше не умели делать красивые остекления: свет они отражали криво, плюс ко всему рамы постоянно грязнились. Сейчас есть стеклофибробетон, который можно очень интересно обыграть. Появились такие материалы, как навесные фасады, которые также можно вписать в новый проект реконструкции.
Архитектура – это не просто арт-объект, напоминает Белый:
– Она должна быть вписана в существующий ансамбль и улучшать его, а не представлять собой какую-то непонятную доминанту. В 60-е годы главной идеей было сделать такой небоскрёб, как в Америке: в США много небоскрёбов, ну и здесь сделали свою "стекляшку".
Только факты
В числе авторов «Гидропроекта» было немало новаторов, таких как инженер-проектировщик Александр Гохбаум. Среди его работ – экспериментальный дом ЭК-1 на Ленинградском проспекте и малометражные квартиры – предтечи современных студий.
"Он с удовольствием проектировал недорогие квартиры для нуждающихся жителей Москвы. Но, как рассказывал его отец, он очень гордился и зданием "Гидропроекта", – рассказывает Меtro невестка инженера Елена Грант.Читайте также: На кулинарном шоу в Москве гости сметали пирожки на лету