Главную роль в фильме Кирилла Серебренникова "Лимонов, баллада об Эдичке" исполнит Бен Уишоу

Этот необычный кастинг напомнил нам о 5 небанальных байопиках, в которых актёры на главные роли выбирались не по принципу внешнего сходства
Главную роль в фильме Кирилла Серебренникова "Лимонов, баллада об Эдичке" исполнит Бен Уишоу
The Weinstein Company
Кейт Бланшетт в роли Боба Дилана в фильме “Меня там нет”.

Кирилл Серебренников представит на Каннском фестивале первые кадры своего нового фильма об Эдуарде Лимонове. Его роль сыграет замечательный англичанин Бен Уишоу (фильм “Парфюмер: История одного убийцы”, сериал “Пустая корона”). Актёр совсем не похож на русского писателя-авангардиста, к тому же другой национальности. Возможно, именно это станет залогом интересного фильма.

Байопик – самый консервативный жанр. Артисты клеят носы и надевают парики по старой театральной традиции, чтобы добиться внешнего сходства с героями. Режиссёры кропотливо изучают тома биографии, чтобы как можно точнее воссоздать исторические события. Но иногда авторы посылают всё это к чёрту, и получаются биографические фильмы, которые не иллюстрируют статьи из "Википедии", а становятся увлекательным путешествием по жизни и творчеству знаменитых людей.

Меня там нет (2007)

6 разных актёров в роли Боба Дилана

Ричард Гир в роли Боба Дилана в фильме “Меня там нет”.
The Weinstein Company
Ричард Гир в роли Боба Дилана в фильме “Меня там нет”.

Во всех смыслах независимый, провокативный, не гнущийся под стандарты голливудских мелодрам режиссёр Тодд Хайнс снял историю великого Боба Дилана, в котором Дилан – это все мы. Шесть маленьких историй отражают многослойное творчество и духовный мир музыканта, которого играют шесть разных актёров. Среди них Ричард Гир, Кристиан Бэйл, Хит Леджер и даже Кейт Бланшетт. Великолепный глубокий голос актрисы придаёт особое звучание поэзии и философии Дилана.

Бархатная золотая жила (1998)

Джонатан Риз Майерс и Юэн Макгрегор в ролях Дэвида Боуи и Игги Попа

Более ранний музыкальный байопик Хайнса – безумный разгул красок и страстей, водоворот блеска и лоска, сюрреалистическое погружение в мир глэм-рока семидесятых, где два молодых музыканта (в фильме они не носят имена своих прототипов) творят собственный миф о музыке, сексуальности и красоте. В фильме почти нет сюжета, он похож на калейдоскоп из сновидческих сцен. Несмотря на отсутствие внешнего сходства, в Джонатане Риз Майерсе безошибочно узнаётся Дэвид Боуи: человек, который свалился с Луны, чтобы свести нас с ума. Юэн Макгрегор ему скорее подыгрывает, но скача с голым торсом в кожаных штанах по сцене, он достаточно точно передаёт неукротимую энергию короля панка Игги Попа.

Бабба Хо-Теп (2002)

Брюс Кэмпбелл в роли Элвиса Пресли и Осси Дэвис в роли Дж. Ф. Кеннеди

Все знают, что Элвис не умер, но лишь режиссёр великого хоррора “Фантазм” Дон Коскарелли знает, что с ним случилось на самом деле: он постарел. Элвиса, который двадцать лет провёл в коме, сыграл Брюс Кэмпбелл – звезда франшизы “Зловещие мертвецы”. Никто не ожидал от комедийного актёра такого душераздирающего перформанса. Это один из лучших фильмов о старости на свете, увы, почти неизвестный широкой публике. В нём не один американский миф Элвис. Его соседом по дому престарелых, где египетская мумия пожирает души стариков (вы не ослышались) оказывается президент Кеннеди. Джей Эф Кей тоже не умер, он только… поменял цвет кожи. Его играет легендарный Осси Дэвис – борец за права чернокожих и друг самого Мартина Лютера Кинга. Вместе им предстоит сразиться со злом. В бой идут одни старики, и, несмотря на все странности фильма, они разобьют ваше сердце.

Братья Гримм (2005)

Мэтт Дэймон и Хит Леджер в ролях Вильгельма и Якоба Гримм

Строго говоря, это никакой не байопик, а мрачная сказка Терри Гиллиама, снятая под давлением продюсеров не так, как он хотел. Гиллиам как раз собирался клеить носы, чтобы Мэтт Дэймон и Хит Леджер стали неузнаваемыми. Возможно, к лучшему, что этого не произошло. Если Дэймон тут похож на самого себя в роли зловещего психопата Тома Рипли, то Леджер выглядит робким собирателем сказок не из-за очков “ботаника” и жидких бакенбардов. Артист стремился уйти от имиджа голливудского красавчика, и это первая роль Леджера, в которой ему удалось раскрыть свой талант.

Караваджо (1986)

Найджел Терри в роли Караваджо

Найджел Терри в роли Караваджо.
Видеоимпульс
Найджел Терри в роли Караваджо.

Великий британский авангардист Дерек Джармен не раз обращался к образам других великих. Его выдуманные биографии короля Эдуарда II, философа Людвига Витгенштейна и одного из титанов Возрождения, скандального художника Караваджо – эстетический пир, анахронистическое барокко и воплощённые в визуальную форму мысли. Вместо тысячи слов рыжая нищенка (первая роль Тильды Суинтон в кино) снимает грязный платок с головы и становится святой Магдалиной с полотна художника. Молодой и порочно прекрасный Шон Бин – все модели Караваджо одновременно: художник писал своих святых с уличных борцов, проституток обоего пола и замызганных бедняков. Найджел Терри одновременно похож и не похож на автопортрет Караваджо. Актёр блестяще создал образ сразу всех радикальных художников, которые своей кистью, пером или видеокамерой препарируют мир.