Гран-при "Горький fest’а" отправился в волшебную страну "Колхандра"

В Нижнем Новгороде подвёл итоги IX фестиваль нового российского кино "Горький fest": лучшим стал фильм о снимающей кино девочке
Гран-при "Горький fest’а" отправился в волшебную страну "Колхандра"
Екатерина Чеснокова / @РИА Новости
Генеральный продюсер фестиваля "Горький fest" Оксана Михеева и президент IX фестиваля "Горький fest", актер Михаил Пореченков на торжественной церемонии закрытия IX Фестиваля нового российского кино "Горький fest" в Нижнем Новгороде.

Победителем фестиваля стал короткометражный документальный фильм Кирилла Верхозина "Колхандра" о 12-летней девочке Аглае, снимающей в деревне по своему роману фильм о вымышленной стране Колхандра. Её съёмочная группа — соседская деревенская детвора, которых она набирает, расклеивая на столбах объявления о кастинге. Потом они репетируют, требовательная Аглая совершенно по-взрослому и практически профессионально ставит перед ними актёрские задачи, вместе они ищут локации, создают костюмы из подручных материалов и гримируются детской присыпкой. И всё это совсем по-киношному, иногда даже с производственными конфликтами, правда, по-детски нелепыми.

Кадр из фильма "Колхандра".
Пресс-служба фестиваля "Горький fest"
Кадр из фильма "Колхандра".

— Это мой первый большой фестиваль, и фильм я делал полностью практически в одиночку, — сказал, поднявшись на сцену режиссёр-победитель и рассказал, как нелегко ему далась эта работа.

В начале, когда на одном из порталов он нашёл в Свердловской области творческую семью Платоновых, договорился с ними и собрался ехать к ним деревню, ему пришлось занять денег у брата Максима. Затем, когда уже поселился в доме у своих героев и начал работать, "каждый день просыпался, и злой маленький человек внутри говорил: "Кирилл, ну ты какой-то ерундой занимаешься... Какой-то странный 30-летний дядька ходит за детьми и снимает то, как они снимают фильм". И каждый день этот злой маленький человек мне твердил: "Прекрати! Это бессмысленно. Надо идти снимать нормальные фильмы и зарабатывать деньги", — рассказал режиссёр. — Но я каждый день просыпался и шёл снимать. Смотрел на Аглаю, как она снимает свой фильм, и говорил себе: "Вот, Кирилл, ты должен быть как Аглая! Ты должен биться, биться в эту стену". И я бился".

Получая статуэтку, Кирилл поблагодарил своего брата Максима, свою жену Стасю, которая сидела всё это время с их ребёнком, пока он "сидел с чужими детьми", семью Плотниковых, своих учителей, а также режиссёра Ивана Соснина, с которым работал раньше и у которого перенял много важного, в первую очередь, добрый взгляд на мир.

Режиссёр Кирилл Верхозин, получивший награду в номинации "Лучший фильм" (фильм "Колхандра"), после окончания торжественной церемонии закрытия IX Фестиваля нового российского кино "Горький fest" в Нижнем Новгороде.
Екатерина Чеснокова / @РИА Новости
Режиссёр Кирилл Верхозин, получивший награду в номинации "Лучший фильм" (фильм "Колхандра"), после окончания торжественной церемонии закрытия IX Фестиваля нового российского кино "Горький fest" в Нижнем Новгороде.

При этом он признался, что были моменты отчаяния, фильм долго не брали на другие фестивали, не обращали внимания продюсеры, но Кирилл "не переставал биться в эту стену", и пожелал всем своим коллегам также, как Аглая, и как он сам, продолжать это делать, "потому что однажды маленькая трещинка да появится". "Пусть вас ненавидят все ваши друзья, пускай уже даже ваша семья выгонит вас из дома, продолжайте биться!" — напутствовал режиссёр.

Примечательно, что главный приз совпал с итогами голосования кинокритиков на фестивале, и такое единодушие — редкость.

Как призналась, объявляя победителя, член жюри сценарист Дарья Грацевич, у неё есть личная история, связанная с этим фильмом, поскольку она сама, когда ей было 11-12 лет, на даче писала свой первый роман — про космический корабль.

— И я хочу засвидетельствовать, что эта атмосфера, жажда творчества огромная, самоотверженность какая-то ранняя в искусстве, детское упорство запечатлены в фильме блистательно, очень профессионально и очень трогательно, — сказала сценарист.

Лучшей режиссёрской работой был признан документальный фильм Максима Аньшина "Хрупкое" про фарфоровый завод в уральском городке Сысерть. Известный ещё с советских времён, в наши дни он переживает не лучшие времена и вдруг объявляются "благодетели" — команда амбициозных креативщиков — движение "Антихрупкость", которые, в буквальном смысле начинают вести себя, как слон в посудной лавке, якобы спасая завод в новых реалиях.

Кадр из фильма "Хрупкое".
Пресс-служба фестиваля "Горький fest"
Кадр из фильма "Хрупкое".

Приз за лучшую драматургию жюри присудило автору фильма "Тени Москвы", экстравагантному режиссёру и сценаристу Валерию Переверзеву, известному по скандальной ленте "Брат 3″.

Кадр из фильма "Тени Москвы".
Пресс-служба фестиваля "Горький fest"
Кадр из фильма "Тени Москвы".

Это фильм, который, по определению самого режиссёра, "не вы смотрите, а он сам сморит на вас". По форме это вроде бы кино о кино. По сюжету режиссёр (Переверзев) снимает фильм про беременную девушку Эмму (Юлия Переверзева), ухаживающую за интеллигентной пожилой дамой (Елена Коренева, чьё лицо на протяжении всей ленты заблёрено белым крестиком, а имя не указано в титрах) в надежде получить после её смерти квартиру в центре Москвы. Но внезапно может объявиться внук — то ли из-за границы, ли из тюрьмы, то ли из Шаолиня — режиссёр ещё не решил. Эмма, беременная от мифического жениха — рэгбиста (в роли которого по ходу фильма несколько раз анонсируется Александр А. Ревва), хватается за пистолет. Параллельно этой истории сам Переверзев рассуждает о кино вообще, о киноприёмах, показывает долгими крупными планами главную героиню на фоне ВДНХ, разных станций метро, московских высоток, и всё это под музыку от "Гражданской обороны" до "Здравствуй, страна героев!"

Режиссёр вышел на сцену со своей женой и по совместительству соавтором сценария и исполнительницей главной роли Юлией (или Джулией Джу, как она обозначена в титрах).

Режиссёр Валерий Переверзев, получивший награду в номинации "Лучшая драматургия" (фильм "Тени Москвы"), после окончания торжественной церемонии закрытия IX Фестиваля нового российского кино "Горький fest" в Нижнем Новгороде.
Екатерина Чеснокова / @РИА Новости
Режиссёр Валерий Переверзев, получивший награду в номинации "Лучшая драматургия" (фильм "Тени Москвы"), после окончания торжественной церемонии закрытия IX Фестиваля нового российского кино "Горький fest" в Нижнем Новгороде.

— Юлю я вымечтал, я не знаю, она существует реально или нет, но я мечтал о такой, и она появилась в моей жизни, — представил Валерий супругу. — У нас трое маленьких дочек и самой младшей сегодня год, — добавил он и после громких оваций поделился ближайшими планами:

— Планы на будущий год я себе уже составил, пока тут сидел — снимаю "вертикалку" про рыбаков и охотников, — пошутил режиссёр, намекая на только что объявленный запуск нового конкурса вертикальных мини веб-сериалов, который пройдёт в рамках фестиваля. Кроме того, в шутке Переверзева был намёк на спецприз в 1 миллион рублей от Международного общества "Рыбаки & Охотники", только что вручённый режиссёру Никите Журавлёву за душевный фильм "Тёплая жизнь", который он снял про свою бабушку.

Режиссёр Никита Журавлев (справа), получивший специальный приз от общества "Рыбаки & охотники" (фильм Тёплая жизнь"), на торжественной церемонии закрытия IX Фестиваля нового российского кино "Горький fest" в Нижнем Новгороде.
Екатерина Чеснокова / @РИА Новости
Режиссёр Никита Журавлев (справа), получивший специальный приз от общества "Рыбаки & охотники" (фильм Тёплая жизнь"), на торжественной церемонии закрытия IX Фестиваля нового российского кино "Горький fest" в Нижнем Новгороде.

За лучшую актёрскую работу жюри наградили пермского артиста Олега Выходова, сыгравшего в фильме "Забор" режиссёра Льва Евлампиева. Это трогательная короткометражка про двух братьев-стариков, один из которых вернулся на родину после нескольких лет, прожитых в Германии. В отчем доме, пропахшем старостью и лекарствами, они вспоминают детство, как играли снежками в бадминтон, парятся в бане, и всё время поддевают друг друга в разговорах, попутно крася старый почерневший забор. Точнее, один из их красит, а второй отлынивает.

Кадр из фильма "Забор".
Пресс-служба фестиваля "Горький fest"
Кадр из фильма "Забор".

Лучшее изобразительное решение судейская коллегия нашла в работе оператора фильма "Обрыв" режиссёра Семёна Грицая про девушку Дильноз, которая спустя 20 лет возвращается в родное горное село в Узбекистане на похороны отца. Как оказывается, в Москву она сбежала от родительского гнева и позора за связь до брака с любимым. Теперь ей надо простить отца, парня, спасовавшего тогда и, в первую очередь саму себя. Съёмки проходили в родном селе жены режиссёра, и почти все роли сыграли непрофессиональные актёры.

Кадр из фильма "Обрыв".
Пресс-служба фестиваля "Горький fest"
Кадр из фильма "Обрыв".

Приз за "Лучшее музыкальное решение" присудили фильму про постапокалипсис "Конец концов", режиссёров Антона Бильжо и Альфии Хабибуллиной.

Как пояснил член жюри композитор Артём Васильев, эта картина привлекла их внимание тем, что помимо двух основных подходов к музыкальному решению (когда музыка пишется специально для фильма или когда берутся уже готовые произведения), здесь "музыка рождалась практически из ничего, из звучания собственного голоса, каких-то предметов, которые были в кадре, и создавала какую-то особенную атмосферу, вела свою особенную линию и преображала визуальный ряд".

Кадр из фильма "Конец концов".
Пресс-служба фестиваля "Горький fest"
Кадр из фильма "Конец концов".

Помимо этого жюри вручило свой диплом — документальному фильму "Реальность не нужна. Восточно-сибирский панк" Павла Скоробогатова про музыкальную субкультуру 80-х-90-х, с хроникой тех лет и сегодняшними интервью участников панк-движения.

Кадр из фильма "Реальность не нужна. Восточно-сибирский панк".
Пресс-служба фестиваля "Горький fest"
Кадр из фильма "Реальность не нужна. Восточно-сибирский панк".

Приз зрительских симпатий "Люди выбирают" по итогам голосования в зале получила сентиментальная короткометражка "Спасибо. Хорошего вечера!" Константина Денискина со Станиславом Любшиным в главной роли театрального гардеробщика по имени Вася, помогающего студентам-актёрам придумывать этюды.

Кадр из фильма "Спасибо. Хорошего вечера!".
Пресс-служба фестиваля "Горький fest"
Кадр из фильма "Спасибо. Хорошего вечера!".

Специальный приз за развитие современного российского кино генпродюсер фестиваля Оксана Михеева и президент Михаил Пореченков вручили сценаристу Андрею Золотарёву.

Актёр, режиссёр Андрей Золотарев (в центре) получает специальный приз "За развитие современного российского кинематографа" на торжественной церемонии закрытия IX Фестиваля нового российского кино "Горький fest" в Нижнем Новгороде.
Екатерина Чеснокова / @РИА Новости
Актёр, режиссёр Андрей Золотарев (в центре) получает специальный приз "За развитие современного российского кинематографа" на торжественной церемонии закрытия IX Фестиваля нового российского кино "Горький fest" в Нижнем Новгороде.