Ходим по византийской мозаике среди шедевров в московском метро

Каждый день мы спускаемся в метро и оказываемся среди произведений выдающихся мастеров – архитектуры, скульптуры, графики, декоративного искусства. О том, что на работу и в гости мы ездим по музею, нам напоминает совместная выставка Музея транспорта и Музея Москвы на Зубовском бульваре
Ходим по византийской мозаике среди шедевров в московском метро
@xapeton_photo / Сергей Лукьянов, Музей Москвы.
Напольная мозаика из кассового зала метро "Бауманская"

Проект "Высоко под землёй" объединил более 350 произведений из Третьяковской галереи и других знаменитых собраний со всей страны, а также из частных коллекций и архивов. Самая актуальная часть выставки, которая заинтересует каждого москвича, – это макеты художественных произведений и реальные фрагменты декора, которые можно разглядеть близко и подробно. В первом зале наиболее эффектная тема – витражи.

Макет витража «Пианист» Павла Корина для станции «Новослободская» можно рассмотреть в деталях.
Дарья Завгородняя.
Макет витража «Пианист» Павла Корина для станции «Новослободская» можно рассмотреть в деталях.

 – Это один из самых важных разделов, – объяснил историк и куратор выставки Никита Голованов. – Витраж ассоциируется у нас с храмовым зодчеством. В России он появился, когда оформляли Исаакиевский собор. В советскую эпоху о витраже надолго забыли из-за его "церковного"» происхождения. И ансамбль из 32 витражных изображений на станции "Новослободская" в 1952 году стал настоящим манифестом возвращения этого вида искусства в СССР. Впоследствии витражи украсили высотку на Кудринской площади, на ВДНХ, станции метро. 

Вера Мухина, Надежда Вентцель, Владимир Ахметьев. Гипсовый барельеф из серии "Воины советской армии" со станции "Семёновская".
Дарья Завгородняя
Вера Мухина, Надежда Вентцель, Владимир Ахметьев. Гипсовый барельеф из серии "Воины советской армии" со станции "Семёновская".

Ещё одна значимая тема – медальоны. Они украшают несколько станций. Например, на "Динамо» мы ждём поездов "в компании" фарфоровых спорт­сменов Елены Янсон-Манизер, на "Семёновской" в создании рельефов "Воины Советской армии" в 1943 году участвовала знаменитая Вера Мухина.  

Авторский эскиз медальона «Капитолийская волчица» со станции  «Римская» – работы Леонида Берлина (1995 год)
Дарья Завгородняя
Авторский эскиз медальона «Капитолийская волчица» со станции «Римская» – работы Леонида Берлина (1995 год)

Особая гордость метро – мозаика. На выставке мозаичные шедевры можно рассмотреть детально, как иллюстрации в книжке. А ещё зал мозаики напоминает, что в вестибюле "Бауманской" мы буквально топчем композицию, символизирующую циферблат часов и зодиакальный круг. 

Фрагмент оригинальной мозаики с пола «Бауманской»
Дарья Завгородняя
Фрагмент оригинальной мозаики с пола «Бауманской»

Вероятным прототипом этого произведения искусствоведы считают напольную мозаику византийской эпохи (VI век н. э.), обнаруженную археологами в Бейт-Альфе, Израиль. Сегодня оригинал заменили на копию и фрагменты мозаики выставлены в Музее Москвы.