
Проект "Высоко под землёй" объединил более 350 произведений из Третьяковской галереи и других знаменитых собраний со всей страны, а также из частных коллекций и архивов. Самая актуальная часть выставки, которая заинтересует каждого москвича, – это макеты художественных произведений и реальные фрагменты декора, которые можно разглядеть близко и подробно. В первом зале наиболее эффектная тема – витражи.

– Это один из самых важных разделов, – объяснил историк и куратор выставки Никита Голованов. – Витраж ассоциируется у нас с храмовым зодчеством. В России он появился, когда оформляли Исаакиевский собор. В советскую эпоху о витраже надолго забыли из-за его "церковного"» происхождения. И ансамбль из 32 витражных изображений на станции "Новослободская" в 1952 году стал настоящим манифестом возвращения этого вида искусства в СССР. Впоследствии витражи украсили высотку на Кудринской площади, на ВДНХ, станции метро.

Ещё одна значимая тема – медальоны. Они украшают несколько станций. Например, на "Динамо» мы ждём поездов "в компании" фарфоровых спортсменов Елены Янсон-Манизер, на "Семёновской" в создании рельефов "Воины Советской армии" в 1943 году участвовала знаменитая Вера Мухина.

Особая гордость метро – мозаика. На выставке мозаичные шедевры можно рассмотреть детально, как иллюстрации в книжке. А ещё зал мозаики напоминает, что в вестибюле "Бауманской" мы буквально топчем композицию, символизирующую циферблат часов и зодиакальный круг.

Вероятным прототипом этого произведения искусствоведы считают напольную мозаику византийской эпохи (VI век н. э.), обнаруженную археологами в Бейт-Альфе, Израиль. Сегодня оригинал заменили на копию и фрагменты мозаики выставлены в Музее Москвы.