Хореограф из Дагестана обучает лезгинке особенных танцоров

Дети с синдромом Дауна и аутизмом исполняют сложные танцы из программ академических ансамблей. Поговорили с хореографом Мухаммедом Арзумановым
Хореограф из Дагестана обучает лезгинке особенных танцоров
Мухаммед Арзуманов
Ребята не только танцуют, но и даже выигрывают конкурсы

Мухаммед – молодой красивый парень, внешне похожий на какого-то индийского актёра. Он играет на саксофоне, кларнете, дудуке, зурне, барабанах, фортепиано. А ещё он профессиональный хореограф. 

Свою школу инклюзивных танцев в Махачкале Мухаммед назвал в честь дедушки, Алисафтара Арзуманова, одного из первых танцоров государственного ансамбля "Лезгинка". Но чтобы понять, как в танцы занесло самого Мухаммеда, нужно вернуться на много лет назад.

ЦИТАТА
Люди обычно думают, что раз приехали особенные дети, то будет что-то простенькое
— Мухаммед Арзуманов

Он родился в творческой семье в дагестанском Дербенте. В городе всеми ансамблями руководили или мама, или сестра, или троюродный дядя, поэтому Мухаммед получил и музыкальное, и хореографическое образование.  

С 10 до 11 лет он жил в Испании вместе с мамой и отчимом, учился в школе для приезжих и именно там впервые столкнулся с людьми с ограниченными возможностями здоровья. 

– Мне нравилась одна девочка, моя одноклассница. Очень симпатичная внешне, но иногда у неё случались нервные тики, – рассказывает Metro Мухаммед. – Я спросил у учительницы, что с ней, и она объяснила, что бывают такие дети. Позже нам рассказывали про особенных людей и про тех, кто с ними работает. Меня это зацепило.  

Мухаммед со своими подопечными
Скриншот с ютуб-канала "Школа искусств ДРУЖБА НАРОДОВ"
Мухаммед со своими подопечными

Будучи подростком, Мухаммед пришёл в Дербенте в детский дом и попросил взять его обучать детей танцам. Он увлечённо занимался с воспитанниками интерната три месяца, прогуливая музучилище, и в результате поставил им хореографический номер. 

Родного отца Мухаммед никогда не видел, и это ещё одна его личная боль. В том же интернате он заметил мальчика лет пяти, который очень ждал, что его заберут.  

– Я тогда даже маме предложил его усыновить, но она сказала, что не потянет. У меня на тот момент уже была младшая сестра. Тогда я дал себе слово, что сам заберу его, когда мне исполнится 18 лет. И обещание своё сдержал. Приехал за ним через 4 года, но оказалось, что мальчишку уже усыновили. 

Чтобы развиваться в творческом направлении, Мухаммед перебрался из Дербента в Махачкалу. Карьера пошла в гору, он устроился в оркестр, но и хореографию не забросил. 

Цифра
10
минут длятся некоторые сложные номера с особенными детьми

– Опять пошёл в интернат. Начали заниматься. Там от детей никто никаких свершений не ждал. Но для меня это было делом принципа – научить их танцевать. Работать было очень сложно, терпения не хватало, – признаётся молодой человек. – Я приходил домой и просто кричал в подушку, потому что понимал, что ругать их нельзя. 

Примерно год назад Мухаммед открыл в Махачкале инклюзивную хорео­графическую школу. Его особенным ученикам требуется особый ритм, и молодой человек специально адаптирует для них танцевальные программы. Ребята даже начали побеждать в соревнованиях. Главным достижением Мухаммед считает четыре первых места в разных номинациях на конкурсе во Владикавказе. Жюри даже не поняло, что танцоры – не простые. 

– Люди обычно думают, что раз приехали особенные дети, то будет что-то простенькое, какие-то лёгкие движения под музыку. А мы показываем сложные номера с саблями и кинжалами, смысловые танцы, которые длятся по 10 минут. Конечно, и зрители, и жюри в шоке – никто не ожидает от них такого результата.