Истинный джентльмен: Дженсон Баттон стал чемпионом в "Формуле-1" вопреки всему

На днях лучший гонщик "Формулы-1" 2009 года Дженсон Баттон завершит в Бахрейне профессиональную карьеру. Metro разбиралось, как мальчику из скромной семьи пророчили легендарное будущее, но сначала он едва не погиб, затем отвлёкся на светскую жизнь, и всё же, когда в него уже никто не верил, стал чемпионом
Истинный джентльмен: Дженсон Баттон стал чемпионом в "Формуле-1" вопреки всему
ANTONIO SCORZA / AFP
18 октября 2009 года. Британский пилот Дженсон Баттон празднует свой чемпионский титул после окончания Гран-при в Сан-Паулу.

Золотой ребёнок

Баттон родился в скромном городке Фром (графство Сомерсет), став четвёртым ребёнком Джона и Симоны. Родители не хватали звёзд с неба в плане заработков. Отец, которого Дженсон ласково называл Папа Смурф, был неплохим гонщиком в ралли-кроссе, но ему приходилось много работать, чтобы прокармливать большую семью. 

Когда сыну исполнилось пять, Джон усадил его перед телевизором, чтобы погрузить в мир "Королевских гонок". Кумиром мальчишки стал француз Ален Прост, привлекавший его спокойствием и просчитыванием за рулём малейших нюансов. В 7 лет Дженсон получил в подарок от отца мотоцикл, но "стальной конь" сразу разочаровал его своей медлительностью. Ещё большим разочарованием стал для ребёнка развод родителей, зато через год на Рождество ему подарили карт, и вот тут со скоростью проблем не было.  

Джон усердно обучал сына вождению на скользкой трассе — однажды в этом компоненте он станет буквально суперменом. 

Vanity Fair писал, что Джон занимал деньги на бензин, чтобы возить одарённого ребёнка на гонки. Но всё окупилось. Уже в 14 лет Дженсон начал зарабатывать на соревнованиях в Европе. В его детской на стене висел плакат с красоткой среди машин — Ferrari F40. Это авто он себе однажды купит. Как и много других. 

Цифра
11 лет
назад, в 2014 году, трагически погиб отец Дженсона Баттона, что надломило его. Он уже не получал такого адреналина на трассах, зная, что отец больше не сидит на трибунах, переживая за него.

Его траты в принципе стали легендарными. В 20 лет у него появилась Ferrari F355, а через год он приобрёл роскошную 20-метровую яхту Princess в Монте-Карло... "Она стоила целое состояние. Но понимаете, мне ведь хорошо платили... А в выходные я хотел расслабиться, и яхта была лучшим местом для релакса", — говорил Баттон GQ.

Карьерный взлёт Дженсона был мощнейшим. К 20 годам этот парень сначала отклонил предложение своего кумира Алена Проста, поскольку тот не гарантировал ему места в "Формуле-1", а вскоре дал согласие главе Williams Фрэнку Уильямсу, который звонил ему лично. Так Баттон побил рекорд Стирлинга Мосса, в 20 лет став самым молодым британцем в "Королевских гонках". В 2000 году ему пророчили славу Найджела Мэнселла и Деймона Хилла...

Но оправдал надежды он лишь частично.

Тернистый путь

"Формула-1" привлекла меня двумя моментами. Во-первых, это крутое соревнование. Во-вторых, управлять болидом — потрясающе. Ты за рулём стального монстра, твоя задача — выжать из него максимум", — говорил Баттон. Он ставил победу на Гран-при даже выше секса, потому что "если ты его выигрываешь, то секс тебе и так гарантирован". Вот только взять свой первый Гран-при Баттону удалось лишь со 113-й попытки. 

В 2001 году он и вовсе достиг дна, выступая за Benetton и заняв 17-е место. Стоя перед зеркалом, задавал себе вопрос: "Почему я не так быстр? Почему Джанкарло Физикелла в своей паршивой машине справляется лучше?". Глава Benetton Флавио Бриаторе жёстко критиковал британца. Он сам объяснял кризис тем, что у него плохо работала инженерная мысль."Но без этого опыта я бы не стал чемпионом", — вспоминал Баттон. 

Цифра
306
гонок Дженсон Баттон провёл в "Формуле-1", выиграв 15 Гран-при

В 2003 году на тренировке перед Гран-при Монако для Баттона вообще могло всё закончиться. Он едва не погиб в болиде команды BAR. "Мало что помню. Когда машина переворачивается в воздухе, это выглядит драматично. Но по-настоящему страшны во время подобной аварии внезапные удары. Это странное ощущение: перегрузка в такой ситуации столь экстремальна, будто с тебя в одно мгновение сдирают всю кожу, а воздух моментально выдавливается из лёгких. Я потерял сознание, а когда пришёл в себя, вокруг уже было много людей, которые срезали с меня гоночный комбинезон и вкалывали адреналин. Профессор, легендарный врач "Формулы-1" Сид Уоткинс, спросил, где болит. А болело внутри меня всё!"

Большие гонки — большие деньги. Свет софитов отвлекал Баттона. Его даже сравнивали с американцем Энди Роддиком, сильным теннисистом, но пленником красивой внешности. Дженсон купил дом в Монако, ходил на вечеринки, где селебрити вешались ему на шею. Он разорвал помолвку с поп-певицей Луизой Гриффитс, когда всем уже были розданы приглашения на свадьбу, его связывали с актрисой Роуз Макгоуэн, он встречался с фотомоделью Флоренс Бруденелл-Брюс... Женщины не могли устоять, но постоянно жаловались — красавчика Дженсона невозможно укротить.

Но Баттон всё же был хорош и на трассе. В 2004 году в Имоле он взял свой первый поул, опередив самого Михаэля Шумахера. "Я наблюдал за ним с тех пор, как он начал карьеру... Это было невероятно и стало поворотным моментом в моей биографии", — говорил Дженсон о своём успехе. Через два года он наконец выиграл первый Гран-при — за команду Honda, вот только в декабре 2008-го команда внезапно... прекратила существование. В том злополучном сезоне Дженсон стал 18-м, а первое место в чемпионате занял его соотечественник Льюис Хэмилтон из McLaren — теперь уже темнокожего пилота называли главной надеждой Британии в "Ф-1". 

Но инженер Росс Браун выкупил команду-банкрот у Honda за доллар, назвал её Brawn GP, и собрал для Дженсона Баттона машину, которая сделала его чемпионом.

Первый вопреки

Сезон стал медиасенсацией. Только что руководители Honda отчаялись искать кого-то, кто выкупил бы убыточный проект, как вдруг появился гениальный инженер Росс Браун. Он буквально на руинах создал команду, которая просуществовала всего год, но с ходу взяла чемпионский титул и Кубок Конструкторов! 

84079565 30 октября 2009 года, Абу-Даби, Дженсон Баттон сидит за рулём чемпионской машины во время гоночной практики.
FRED DUFOUR / AFP
30 октября 2009 года, Абу-Даби, Дженсон Баттон сидит за рулём чемпионской машины во время гоночной практики.

Дженсон Баттон перед стартом сезона-сказки согласился на снижение зарплаты, его считали аутсайдером, но в итоге он боролся за титул... со своим же напарником, бразильцем Рубенсом Баррикелло. 

Машины, спроектированные Россом Брауном, оказались лучшими. Их выделяли эффективный аэродинамический пакет, мощный двигатель Mercedes-Benz V8, цепкие слики... Но решающим стало другое.

Баттон выиграл шесть из первых семи Гран-при (всего за карьеру он победит 15 раз). В основном потому, что в его машине был двойной диффузор — система отвода воздуха из-под днища машины, созданная для увеличения прижимной силы. Такая конструкция была на грани нарушения технического регламента, однако в нём нашлась "серая зона", которую заметил ещё японский инженер канувшей в Лету команды Honda...  Когда соперники опомнились и стали подавать протесты, а заодно перепроектировать свои диффузоры, было уже поздно. В 2010 году такой диффузор даже запретили.

Выражение push the button, содержащее фамилию гонщика, обрело новый иронический смысл: Дженсон " просто нажимал на кнопку", и его болид обретал космическую скорость, сметая всех на пути к победе. Созданного задела с лихвой хватило Баттону, чтобы стать чемпионом досрочно, на Гран-при Бразилии. Рассказывали даже, будто за несколько дней до триумфа он отказался от секса, чтобы целиком сосредоточиться на важнейшей гонке. И финишировал пятым. Этого оказалось достаточно, чтобы стать королём!

— Чемпиона мира Дженсона Баттона отличает от остальных то, что он — истинный британец, настоящий джентльмен, а такое редко встречается в паддоке "Формулы-1", — говорит Metro эксперт, телекомментатор Наталья Фабричнова. — Он дружелюбный, скромный и открытый, чем отличается от большинства великих чемпионов. Ну и его способность просчитывать гонку с тактической точки зрения была выдающейся. Про Баттона ходила даже такая поговорка: смотри, как делает Дженсон, и повтори, тогда есть шанс выиграть гонку. Он всегда умудрялся, даже находясь в болиде, в гоночном режиме, следить за ходом всей гонки. Тактически рисовать себе полную картину, понимать, где находятся конкретные соперники. У него была невероятная интуиция, какой обладает далеко не каждый гонщик. Журналисты называли его Человеком дождя. Так же как и Айртона Сенну, Михаэля Шумахера. Баттон наряду с этими легендами тоже прекрасно проявлял себя в "дождевых гонках".

4 ноября 2009 года. Новый король "Формулы-1" Дженсон Баттон в преддверии гонки в Пекине.
FREDERIC J. BROWN / AFP
4 ноября 2009 года. Новый король "Формулы-1" Дженсон Баттон в преддверии гонки в Пекине.

Увы, после чемпионского сезона Баттон не смог повторить свой успех. Зато три сезона выступал вместе с Льюисом Хэмилтоном за McLaren, не сильно уступая будущему семикратному чемпиону. "Хэмилтон был невероятно талантливым, всю свою жизнь посвятил гонкам, — вспоминал Баттон о напарнике. — Я много работал, пытаясь его побеждать, но это получалось не всегда. Я мог с ним конкурировать, включая голову. Льюис всегда следил за шинами, топливом, машиной. Знал, что делает. И он самый честный парень из всех, с кем мне приходилось соревноваться".

В 2011 году Баттон даже опередил Хэмилтона, став вице-чемпионом "Ф-1". И пусть его отставание от Себастьяна Феттеля оказалось неприлично большим, он провёл тогда одну выдающуюся гонку.

— Она вошла в историю как самая продолжительная, — говорит Фабричнова. — Именно после неё в "Ф-1" появилось ограничение по времени. Гонка длилась 4 часа 4 минуты 37 секунд. Было много дождя, остановок с красными флагами. В победу Баттона никто не верил, ведь в какой-то момент он был даже в самом хвосте пелотона. Ему надо было прорваться с последних мест, чтобы победить. Но за счёт тактики и хаотичного течения гонки Баттон одержал очень красивую победу, хотя его машина повреждалась в борьбе. А та гонка вошла в анналы.

Из "Ф-1" Баттон ушёл в 2016 году, однако продолжает выступать в гонках на выносливость. "8 часов Бахрейна" станет заключительной гонкой в  профессиональной карьере легендарного пилота (сейчас — команды Jota). 8 ноября 45-летний Баттон в последний раз ощутит любимые соревновательные эмоции за рулём машины, после чего сосредоточится на комментаторской карьере и семейной жизни в Лос-Анджелесе, с женой-красавицей Бритни Уорд и двумя детьми, о чём мечтал уже давно: "Моим детям сейчас 4 и 6 лет. Когда уезжаешь от них по работе на неделю, то упускаешь слишком многое. А ведь это время уже не вернуть. Поэтому ухожу легко".

Слова истинного джентльмена.