
157 исторических персонажей
Сериал охватывает двадцать лет российской истории – от революции 1905 года до прихода к власти Сталина в 1924 году. Все сюжетные линии исторических персонажей основаны на реальных фактах, почерпнутых из документальных источников. Так, по каждому персонажу, даже если он появляется в картине на несколько секунд, съёмочной группой было собрано целое досье: папка с фотографиями, описания из исторических источников, записи кинохроники.
Съёмки продолжались почти год – с сентября 2022 года по август 2023 года. Во время работы над картиной режиссёр Андрей Кончаловский стремился к максимальной достоверности, в мельчайших деталях соблюдая соответствие историческому периоду и духу эпохи.
"Этот фильм – попытка что-то понять про Россию, про тех, кто двигал революцию, про тех, кого она смела. И те, и другие имели право быть неправыми. Мне очень важно, чтобы исторические личности в этой картине вызывали эмоциональный отклик: не император или Ленин как вождь или трибун, а просто люди со слабостями, претензиями, надеждами. Но это нелегко, потому что уже существуют шаблоны и стереотипы и убрать их довольно сложно. Кто-то будет обязательно разочарован из зрителей. Но, я думаю, лучшее состояние для зрителя – это смятение". Андрей Кончаловский, режиссёр
Андрей Кончаловский писал сценарий вместе со своим давним соавтором Еленой Киселёвой. В итоге получилось 750 страниц, 17 серий и более 350 персонажей. Из них 157 – это портретные эпизоды, то есть реально существовавшие люди. Это политики Ленин, Сталин, вся партийная верхушка того времени, Каменев, Зиновьев, Троцкий, все поэты и писатели того времени – Горький, Маяковский, Есенин, Блок, царская семья и окружение царя, министры, Гапон, Столыпин, Распутин, иностранные послы и многие другие реально жившие исторические личности. Поиски артистов заняли 2,5 года, ассистенты кастинг-директоров объездили несколько десятков городов, присматривая людей как в местных театрах, так и просто на улицах. В итоге многих персонажей действительно сыграли непрофессиональные актёры. Например, исполнителя роли Великого князя Андрея Владимировича Романова сыграл музыкант, который выступал в электричке – его случайно увидела там кастинг-директор. Был объявлен народный кастинг, в котором предлагалось принять участие любому желающему. В результате на него откликнулось более 4 тыс. человек от Калининграда до Владивостока. Интересно, что большинство видело в себе Ленина, Маяковского и Есенина. В отношении главных героев народный кастинг не дал решений, но на роли второго плана и в эпизоды людей нашли.

Владимир Ильич Ленин (Евгений Ткачук)
Политический эмигрант, оппозиционер, лидер Российской социал-демократической партии (большевиков). Партийная кличка "Старик". В годы эмиграции вместе с женой жил за счёт средств, которые Центральный комитет РСДРП выделял из партийной кассы, пополняемой боевыми группами и взносами сочувствующих. В течение 10 лет, проведённых вне России, работал над теорией и практикой революционной борьбы. Создал идейно сплочённую партию с мощной разветвлённой сетью. Обладал незаурядным интеллектом, неисчерпаемой энергией, огромной силой внушения. Запустил маховик вооружённого восстания сразу после возвращения в Россию, хотя ещё накануне приезда был убеждён, что ждать нужного момента придётся годами.
Актёра на роль Ленина искали очень долго. Сначала шли по пути портретного сходства, смотрели артистов из разных городов, и не только из России. Но на этапе проб оказалось, что даже с гримом никто не подходит. Удивительно похожим на исторического персонажа по темпераменту и характеру оказался только Евгений Ткачук.
– Он феноменально, особенно в три четверти в профиль, физически был похож на Ленина, – рассказывает Андрей Кончаловский. – Женя Ткачук меня поразил количеством внутренней работы над характером и манерами: как он пишет, как стоит, идёт, надевает пиджак и так далее. Вот эти физические действия, которые Женя проработал, меня потрясли. Мне ничего не надо было делать. Он в этом смысле феноменально тонкий, слышащий все звуки и обертоны.

"Сначала мы сделали фотопробы, потом видеопробы, потом встретились, и Андрей Сергеевич сказал, что ничего не надо делать, только почитать книгу Льва Данилкина "Ленин. Пантократор солнечных пылинок". И я начал погружаться, хотя так до конца и не прочёл. А затем в какой-то момент мне сказали, что будет занятие по речи, затем занятие по пластике. К каждой сцене мы отдельно готовились: сначала с Андреем Сергеевичем намечали, о чём сцена, потом разминали по видеосвязи с речевиком текст, потом была общая репетиция со всеми актёрами перед сменой, и потом уже на площадке разводили мизансцены под камеры. Нашей сверхзадачей было сделать из этого плакатного героя человека. Избавиться от клише, добиться действительно живой речи не с трибуны, а с людьми в каком-то бытовом пространстве. Этот бытовизм вообще был самым главным: чеши там, где чешется, если происходит какая-то несуразица, пытайся из неё выползти. Я, на самом деле, очень люблю такие моменты, потому что в этом и есть жизнь, которую может зафиксировать камера". Евгений Ткачук, исполнитель роли Ленина
Для трёх разных фаз жизни Ленина разработали три вида грима: молодой, в зрелом возрасте и во время болезни, когда худобу подчёркивали с помощью накладок, заостряющих черты лица. Лысину сделали по слепку головы актёра, всего изготовили около 50 накладных лысин, поскольку для каждого съёмочного дня требовалась новая накладка. Каждую лысину делали 2–3 недели. Кроме того, на лбу и месте мимических морщин артиста накладывали тончайший слой эластичного силикона, толщиной менее миллиметра, чтобы Ткачук мог передать любую эмоцию. Шею артиста гримировали так, чтобы она казалась более сухой, с проступающими венами, руки тоже состаривали гримом.
Иосиф Виссарионович Сталин (Тимофей Окроев)
Иосиф Джугашвили носил партийную кличку "Коба", а в отечественную историю вошёл как Сталин. Бесстрашный и решительный, преданный идее, обладающий сильной волей "чудесный грузин" (по выражению Ленина). За революционную деятельность Коба неоднократно был арестован и в ссылке, четыре раза совершал побег. Из последней ссылки вернулся в Петроград по амнистии Временного правительства, до приезда Ленина развернул агитационную работу и вошёл как делегат большевиков в состав Исполкома Петросовета. Отличный психолог, Сталин видел людей насквозь. За его уверенной невозмутимостью скрывалась бескомпромиссная воля лидера, обострённая интуиция и юмор.
"Например, идёт заседание Совнаркома. Сталина нет. Все его ищут, бегают туда-сюда, а он в самом дальнем конце коридора в каком-то кабинетике лежит и читает газеты. "Товарищ Сталин, там заседание". Он: "Пускай без меня разговаривают", и продолжает читать газету, не хочет идти. Это очень важно. Он понимал, где надо быть, а где можно и не быть, потому что это всё трёп. Я об этом читал в воспоминаниях, ничего не придумываю". Андрей Кончаловский, режиссёр

В годы, которые отражены в сериале, Сталин ещё был молод, поэтому его образ будет немного неожиданным для зрителя.
– У меня есть хроника, где на трибуне стоят все члены Совнаркома, справа — Сталин, и у него волосы дыбом, – рассказывает Андрей Кончаловский. – Потом, когда он стал Иосифом Виссарионовичем, у него волосы всегда были гладко набриолинены, чтобы не торчали. А тогда на трибуне он каждые три секунды пытался эти волосы пригладить. И это так трогательно, потому что это другой Сталин. Я сделал его в картине с этими торчащими волосами. "Но это не Сталин!" — говорят мне. А я говорю: "Нет, это Сталин!" Или мне говорят: "Сталин был сдержанным, он руками не размахивал". Я говорю: "Может быть, но он был грузин, а грузины машут руками, когда разговаривают". Сталин был очень красивым в свои 30 лет. Удивительно красивый профиль, тонкий, с очень обаятельной улыбкой.
Исполнителем роли Сталина стал актёр Тимофей Окроев. Он не без юмора рассказывает о своей работе.
– Началось всё с того, что мне позвонили от Андрея Сергеевича и сказали: "Он приглашает вас на роль человека, имя которого я даже произнести боюсь. Вы понимаете вообще, к чему это обязывает? Да, и вы не думайте, что вы лучший. Просто он пока лучше никого не нашёл", – рассказывает Тимофей. – И с этим я жил до самого первого съёмочного дня, всё ждал, что Андрей Сергеевич мне скажет: "Тимофей, ты, конечно, хороший парень, но мы нашли лучше". Да и потом, уже на площадке, если мне говорили, что Андрей Сергеевич меня ищет, я бросал всё и бежал к нему. У русского человека как? Если вызывают, то понятно, что ничего хорошего быть не может.

Император Николай II (Никита Ефремов)
Старший сын Александра III, унаследовавший российский престол в 26 лет, воспитывался как будущий император. Интеллигентный, вдумчивый, с детства усвоивший чувство ответственности за державу, Николай опустошён неудачными попытками укрепить мир и порядок во вверенном ему государстве. Связанный по рукам и ногам семейными и сословными обязательствами, он сталкивается с волной ненависти к монархии и лично к нему. Последний император трёхсотлетней династии не способен противостоять надвигающемуся краху.
Исполнителем роли Николая II стал артист Никита Ефремов, который рассказал, что ему был интересен взгляд Андрея Кончаловского на этот исторический период.
– Мне довольно давно стали говорить, что у меня есть какое-то сходство с Николаем II, что мне, конечно, очень льстит, – рассказывает Никита. – У Николая II существование в кадре в основном внутреннее. Как говорил Андрей Сергеевич, Николай II как будто знал, что его ждёт смерть, и через эту призму очень интересно смотреть на человека. И каждый дубль, который я делал в этой роли, мне казалось, что я просто цепляюсь за воздух, что ничего не происходит, что это полный провал и кошмар, ощущал некую свою беззащитность.

Надежда Константиновна Крупская (Наталья Самсонова)
Для актрисы Натальи Самсоновой её внешнее сходство с женой Ленина не было секретом и до проекта.
– Я родилась в Советском Союзе, читала в детстве много рассказов о Ленине, его революционной деятельности, много знаю революционных песен, мне всё это очень нравилось, – рассказывает актриса. – Ленин был очень живой, эмоциональный, подвижный, он был огонь. Надежда Константиновна рядом с ним была другой стихией — водой. Собранная, скромная, очень сосредоточенная, всегда немножко позади, она сдерживала, уравновешивала огонь Владимира Ильича, создавая гармоничную пару. И когда я прочитала сценарий, я была немного обескуражена, потому что это был совсем не тот образ Надежды Константиновны, который со мной всё это время существовал. Здесь я увидела женщину, которая отвечает за чувства. И большинство игровых сцен в сериале было связано с тем, как через общение с Лениным она проявляется как женщина.
От романтиков к негодяям
Основным двигателем истории в сериале стали вымышленные персонажи: Михаил Прохоров (Юра Борисов), Ариадна Славина (Юлия Высоцкая), Алексей Тихомиров (Никита Каратаев) и Лютер (Александр Мизёв). Это собирательные образы, яркие характеры своей эпохи, которые взаимодействуют друг с другом и пересекаются с реальными историческими персонажами.


Михаил Прохоров (Юра Борисов)
Молодой офицер жандармерии Прохоров, призванный царём на борьбу с политическим подпольем, разматывает клубки заговоров, выслеживает шпионов и ловит террористов. По долгу службы Михаил оказывается в центре судьбоносных событий истории Российской империи.
– Мы созвонились по зуму с Андреем Сергеевичем, он мне всё рассказал, – рассказывает Борисов. – Я подумал: "Жесть! 16 серий, год съёмок... Да ну его!" А потом прошло много времени и много разных, сейчас уже неважных, этапов, и каким-то чудом я оказался в этом проекте и провёл самый насыщенный год моей жизни, наверное. Один раз у меня был перерыв в съёмках полтора месяца, всё остальное время мы снимали без остановки. У меня никогда в жизни не было такого длинного проекта! Я придумал своему герою биографию. После того, как его мать сбежала, а отец умер, он попал в кадетское училище. И дальше его семьёй стала страна. И любить он, наверное, не умеет, и дружить не умеет, только служить. Внешний мир, в котором он вырос и сформировался, стал одновременно и его внутренним миром. И когда внешний мир начинает рушиться, он не понимает, что же ему с этим делать.

Алексей Тихомиров (Никита Каратаев)
Блестящий пианист, единственный сын аристократического семейства, Алексей подаёт большие надежды: его ждёт мировая слава. Но в талантливом музыканте просыпается мятежный дух, он захвачен мечтой о вечной любви и великих потрясениях. Роман Тихомирова с экстравагантной авантюристкой приводит его в революционную подпольную боевую группу. На фортепиано Никита Каратаев играл сам, так как окончил музыкальную школу.
– По словам Алексея, настоящая музыка – это революция, – рассказывает о своём герое Никита. – И он продолжает заниматься музыкой, но только играть ему уже мало. Ведь сейчас, в данную минуту, в мире совсем другая музыка. Это всё очень соответствует духу, поэзии, литературе того времени.
"Самые сложные моменты были у меня вовсе не с фортепиано. Была сцена, в которой моего героя выворачивает наизнанку, когда он впервые видит убитого человека. Чтобы это сыграть, нужно выпить сырое яйцо и держать его во рту до определённого момента. И вот: мотор, камера! Ты сидишь и думаешь: только бы не проглотить, только бы не выплюнуть обратно, надо держать его во рту. И так первый дубль, второй, третий, пятый… Чисто физиологически это было непросто. В общем, потом я яичницу не ел, наверное, месяц, просто не переносил яйца". Никита Каратаев, исполнитель роли Алексея Тихомирова

Ариадна Славина (Юлия Высоцкая)
Женщина, которую пьянит чувство опасности, играет в смертельные игры. Примкнув к боевой группе революционеров, она участвует в заговорах и акциях боевиков, впутывается в шпионские интриги, живёт по подложным документам, постоянно меняет маски. Жадная до острых ощущений, Ариадна неудержимо стремится быть в самом центре борьбы и ради новой опасной миссии готова пожертвовать любой привязанностью.
– Ариадна — это персонаж, передающий настроение эпохи, – говорит Юлия Высоцкая. – Что-то такое мятущееся, тревожное, не находящее покоя. Это абсолютная женщина: непредсказуемая, порывистая, нелогичная и в то же время очень страстная. И когда такой характер ложится на ту эпоху, происходит взрыв. У меня ощущение, что такая героиня нужна в этой истории, чтобы как-то уравновесить локомотив происходящих событий каким-то живым, эмоциональным ядром.
"У Ариадны, с одной стороны есть черты баронессы Будберг — "железной женщины", серьёзной, глубокой, работавшей одновременно на три разведки. У неё, как у большинства женщин Серебряного века, была масса любовных связей, среди них — Горький и Уэллс. А с другой — женщины, в которую был влюблён мальчишкой Блок, которая испортила ему жизнь, потому что он был молоденький совсем, шестнадцати лет, а ей было уже тридцать. В ней есть также что-то от Тимоши Пешковой — жены сына Максима Горького, и от дочери композитора Александра Скрябина Ариадны, которая уже в 14 лет была настоящей эмансипанткой, пила водочку и курила папиросы. Все они повлияли на характер нашей героини своим либертарианством и свободой". Андрей Кончаловский, режиссёр

Лютер (Александр Мизёв)
Член боевой группы ЦК РСДРП. Неуязвимый, дьявольски хитрый, в высшей степени опасный. Превратил себя в абсолютное оружие террора. Для Лютера все средства хороши — теракты, провокации, клевета, подкуп чиновников, покушения на первых лиц государства и даже физическое устранение единомышленников.
– В моём образе совместилось несколько реальных персонажей, – рассказывает Александр Мизёв. – Основные — это революционер Ротенберг и писатель Сергей Мстиславский, член левоэсеровского ЦК. Андрей Сергеевич говорил, что мой персонаж — это собирательный образ Мефистофеля, искусителя, который проверяет всё на прочность вокруг себя. Нигде я не учил столько текста, сколько у Андрея Сергеевича. Иногда просыпался, смотрел на сценарий, крестился и шёл обратно спать. Бывало, что вроде вчера ты знал все слова наизусть, а утром понимаешь, что путаешь левых эсеров с большевиками. И хорошо, что с нами всегда был человек, который занимался с нами текстом, деликатно нас направлял, вносил уточнения, помогал через себя пропустить все слова.
Коридоры из хромакея и антиквариат
Сериал снимали методом многокамерной съёмки, когда одна сцена снимается с пяти, десяти, иногда с двенадцати камер одновременно, и за один дубль закрываются все ракурсы, которые нужны для монтажа.
– Мы пытались создать мир, максимально приближённый к той реальности, и повторить фотографии эпохи, – рассказывает Андрей Кончаловский. – Поэтому массовые сцены снимали минимум на десять камер. Две-три камеры снимают что-то определённое, остальные — это "охотники", они ищут людей, лица. И эти лица не знают, что снимают именно их, они просто сидят: кто-то чешет бороду, кто-то спит, кто-то говорит. Потом по команде "Встали! Кричим!" каждый подскакивает по-разному. И эта случайность — самая важная для создания спонтанности реальной жизни.
"Когда я впервые приехал в "Главкино" и увидел количество артистов массовых сцен, камер, зелёных экранов, декораций, меня это потрясло. Я никогда не участвовал в таких масштабных картинах. Был выстроен целый город со своей инфраструктурой, проложены трамвайные рельсы, стояло огромное количество пролёток, была своя налаженная жизнь дворников, мальчишек, разбрасывающих газеты, аптекарей, солдат, бездельников... Всё жило, кипело и давало очень сильный творческий импульс". Александр Мизёв, исполнитель роли Лютера

- В связи с огромным количеством экстерьеров разных городов — Санкт-Петербурга, Москвы, Цюриха, Парижа, Берна, Могилёва — все уличные сцены снимали в комплексе "Главкино".
- Для съёмок изготовили целый трамвай, так как для настоящего трамвая потребовалась бы действующая контактная сеть. Была создана конструкция с металлической ходовой частью и колёсами, которую затем обшили фанерой и замаскировали под металл. Самым сложным было придумать двигатель, который бы заставлял этот бутафорский трамвай двигаться в кадре и позволял перевозить пассажиров, но эту задачу решили. На площадке также были проложены трамвайные пути.
- Самую масштабную декорацию строили 2 месяца — это зал заседаний Таврического дворца. От идеи снимать в настоящем Таврическом дворце отказались, потому что зал изменился с 1917 года.
- Проделано много реставрационных работ, потому что иногда художники покупали полуразрушенные предметы мебели, практически собирали их заново, красили, лакировали, подбирали новую обивку. Что-то из реквизита бралось в аренду у киностудий, а что-то в антикварных магазинах, в музеях, у частных коллекционеров.
"Во время съёмок сцены танца с Матильдой Кшесинской мы кружились, кружились, а затем я случайно задел столик с какими-то графинчиками и бокалами. Дубль закончился, поворачиваюсь и вижу белые лица реквизиторов. "Ты сейчас чуть на полтора миллиона тут всё не уронил", — говорят. Оказывается, всё настоящее там было, антикварное, включая столик. Но обошлось". Юра Борисов, исполнитель роли Михаила Прохорова

- Для съёмок экстерьера Большого театра была отключена подсветка всех находящихся по периметру зданий и выключен фонтан, чтобы его журчание не мешало записи звука и брызги воды не попадали в кадр. Тротуарная плитка была застелена геотекстилем и засыпана песком.
- Для того, чтобы с помощью компьютерной графики можно было воссоздать здания, которые находились рядом с Большим театром в начале ХХ века, вокруг фасада театра построили огромный коридор из хромакея: деревянные рамы с зелёной тканью крепились к автобусам, выстроенным двумя колоннами.
- Более 30 интерьерных декораций построили в Екатерининском дворце в Лефортово, где сохранились залы с колоннами и комнаты со сводчатыми потолками. Там снимали интерьеры французской клиники Клиши, редакции газеты, поэтического ресторана, кабинетов Кремля, штаб-квартиры Охранного отделения.
- Для декорирования интерьеров заказали тюль и вышитые шторы, а также напечатали обои по образцам из старинных каталогов. Стены в квартире Владимира Ленина были воссозданы почти с документальной точностью, т. к. Музей Ленина предоставил художникам образцы обоев, которые были в его реальных комнатах.
- В команде художника по костюмам трудилось около 25 человек. В общей сложности для актёров массовых сцен было собрано около 1500 комплектов костюмов. Костюмы для второго, третьего плана брали на "Мосфильме", а для первого плана, который задавал силуэт, всё отшивали. Одних только шинелей сшили 350 штук, потому что Андрей Кончаловский попросил удлинённые кавалерийские, чтобы они развевались на ветру.

"Мне нужно было придумать весенний Париж 1911 года. Алексей Тихомиров выходит из вагона, и нужно показать, что это — Париж. В то время как раз носили большие шляпы-клумбы, шляпы-торты. Мы заказали формы соломенных шляп, но их же нужно украсить. И вдруг мне пишет знакомая, которой по наследству передали большую старинную коробку с искусственными цветами: забирайте, мне это не нужно. И я понял, что киношный бог существует. Мы с помощниками наши шляпы этими цветами украсили, накрыли вуалями. Андрей Сергеевич был в восторге, когда увидел такую цветочную феерию на вокзале в Париже". Дмитрий Андреев, художник по костюмам
- Императорский вагон был переделан из настоящего пассажирского плацкартного вагона, пригнанного из Белоруссии, — построить статичную декорацию было нельзя, так как вагон должен был иметь возможность двигаться во время съёмок. На полную переделку интерьера и экстерьера вагона ушло несколько месяцев.
- Для фильма сделали точную копию автомобиля "Тюрка-Мери-28″, изначально стоявшего в гараже Николая II, а после Октябрьской революции ставшего автомобилем Ленина. Шесть автомобилей — "Бьюики", "Роллс-Ройлсы", "Джеффри" 1914 года, грузовик Adler 1909 года и др. — предоставил Музейный комплекс УГМК – частный музей военной и гражданской техники, расположенный в пригороде Екатеринбурга Верхняя Пышма. Все машины — в отличном состоянии и на ходу. Для них специально нашли больше полутонны бензина А-80, который уже не производят.