Как интерьер из фильма "Один дома" остаётся актуальным даже спустя 32 года после премьеры

Рождественские комедии вроде этой не только создают праздничное настроение, но и вдохновляют на украшение собственного дома

У многих россиян фильм "Один дома" входит в обязательный список для просмотра в декабре. Оно и немудрено – лёгкий, весёлый, праздничный, он помогает настроиться на нужный лад даже тем, к кому новогоднее настроение не спешит приходить. Metro вместе с дизайнером интерьеров Надеждой Кузиной разобрало интерьер семейного особняка Маккалистеров, в котором происходит большая часть сюжета фильма.

В фильме показаны фасады реального дома в Чикаго, который с тех пор привлекает туристов и носит неофициальное название "Дом Маккаллистеров". Этот особняк площадью 400 квадратов находится в дорогом районе. Кроме того, по сюжету дом Маккаллистеров – самый дорогой на улице, по крайней мере, так считают грабители. Именно поэтому они пытаются обчистить его в первую очередь, а позже переключаются на дома соседей.

Дом Маккалистеров.
кадр из фильма
Дом Маккалистеров.

– Особняк Маккаллистеров построен в георгианском стиле, это разновидность неоклассики, популярной в Англии XVIII века. Относительно интерьера данные разнятся: то ли это исключительно декорации на съёмочной площадке, то ли всё-таки часть истории снята внутри дома. В пользу второй версии говорит то, что сам дом был выбран потому, что там много укромных мест, где по сценарию Кевин прячется от грабителей. Кроме того, в фильме есть пара нестыковок, которые вряд ли бы возникли, если бы съёмки проходили не в доме. Например, в отсутствие родителей Кевин съезжает на санках по лестнице и вылетает через парадный вход на улицу. Но лестница в доме смещена относительно двери, и я сомневаюсь, что есть траектория, при которой мальчик не врезался бы в стену.

Парадная лестница.
кадр из фильма
Парадная лестница.

– Ещё одна "аномалия" – лестница в малой столовой. На самом деле это муляж, прикрывающий настоящую лестницу, которая ведёт не наверх, а вниз.

Лестница в малой столовой.
кадр из фильма
Лестница в малой столовой.

– В той же столовой мы видим вокруг стола стулья в стиле королевы Анны, средняя часть спинки которых выполнена в форме античной вазы. Этот стиль предшествовал георгианскому, был более лаконичным, элементы классицизма в нём смешивались с настроениями рококо. Благодаря классическим элементам интерьер очень хорошо вписан во внешний облик дома, он не выглядит как нечто, созданное искусственно специально для съёмок.

Вид на большую столовую.
кадр из фильма
Вид на большую столовую.

Фильм снят в 1990 году, и в нём показана современная семья в относительно типичном и актуальном на тот момент интерьере. 

– Перед нами пример интерьера, который выглядит актуально очень долгое время. Если бы мы сейчас в нём оказались, разве бы решили, что это бабушкин стиль? А ведь девяностые – то самое время, когда в русских квартирах были тёмные стенки с хрусталём и ковры на стене за кроватью.

Парадоксально, что в этом доме собрано всё то, что сегодня считается дурновкусием, однако интерьер даже сейчас выглядит красиво, смело и очень по-домашнему. Кроме того, он не кажется устаревшим.
Надежда Кузина, дизайнер интерьеров

Эксперт отметила, что сейчас модно делать бесцветные интерьеры, избегать орнамента, скруглять углы и использовать технический свет, делать шторы до пола, вешать абстрактные картины и использовать керамогранит под мрамор. Интерьеры Маккалистеров сделаны с точностью до наоборот: "В большей части зон мы видим обои с цветочным рисунком. Особенно яркие обои – это орнамент дамаск в холле первого этажа. Красные лепестки оттеняются парадной ковровой дорожкой на лестнице. Удивительно, что поверх этого буйства ещё наложен декор: семейные фото вдоль лестницы, крупная графика с цветами. По насыщенности и колориту интерьер напоминает традиционные британские дома".

Вид на парадную лестницу со входа.
кадр из фильма
Вид на парадную лестницу со входа.

Если полистать интерьерные журналы, вряд ли получится найти дом такой величины, все интерьеры которого построены только на двух цветах. Но "Один дома" – это рождественская комедия, и это сказывается на колористике всей картины. Интерьер особняка оформлен в праздничных цветах – красном и зелёном, Кевин носит то красный свитер, то шапку с красной вышивкой, то рубашку в красно-зелёную клетку. В этой одежде он особенно хорошо вписывается в интерьер.

Родительская спальня.
кадр из фильма
Родительская спальня.

– Комнаты у Маккалистеров выглядят разнообразно – видна сложная декораторская работа. Мало того, что тут всего два цвета, много комнат построено на одном и том же приёме: смелый орнамент на стенах плюс крупное яркое пятно. В прихожей это ковёр на лестнице, в спальне хозяев – покрывало на кровати, на кухне – красный кухонный гарнитур, в гостиной – зелёный диван и шторы.

Гостиная с камином.
кадр из фильма
Гостиная с камином.

Дизайнер также обратила внимание, как в некоторых комнатах однотонные стены "работают" с орнаментами: "В холле второго этажа цвет морской волны красиво оттеняет дамаск и выводит на первый план белые двери. Частая проблема при оформлении холлов с лестницей заключается в отсутствие границы между этажами, приходится делать в одном материале стены первого и второго этажей лестничного холла. Тут вопрос остроумно решён аркой, которая разделяет зоны".

Холл на втором этаже.
кадр из фильма
Холл на втором этаже.

В парадной столовой тоже можно заметить однотонные стены. Это формальное помещение, поэтому вместо графики на стенах масляная живопись в вычурных золочёных рамах. Все металлические элементы в доме цвета золота, и Надежда Кузина отмечает, что они делают атмосферу ещё теплее, ещё домашнее: "Обратите внимание на разницу между малой и парадной столовой: в парадной стол накрыт скатертью, над ним люстра из хрусталя, вокруг стулья с резными спинками. Эти узнаваемые формы в стиле Чиппендейла также являются отсылкой к XVIII веку, то есть к георгианской архитектуре дома".

Парадная столовая.
кадр из фильма
Парадная столовая.