Как репортёр Metro увидел звон колоколов у древнего Кремля

В столице сейчас в разгаре Московский Пасхальный фестиваль при поддержке Фонда Валерия Гергиева, на котором жителям Златоглавой и её гостям лучшие музыканты страны демонстрируют свои умения
Как репортёр Metro увидел звон колоколов у древнего Кремля
Ярослав Николаев
Звон колоколов действительно меняет состояние духа и души, а возможно, и тела.

Я давно хотел услышать колокольных виртуозов – и наконец мне предоставилась такая возможность. Поднимаюсь всё выше и выше, а ступенькам всё не видно конца... Когда я уже воспарю над Театральной и Красной площадями? И вот солнце заливает колокольню Заиконоспасского монастыря на Никольской улице – небо ясное, погода безветренна, ощущение торжественности момента всё усиливается, а на светлых улыбающихся лицах сопровождающих меня звонарей читается предвкушение.

Первым к колоколам подходит мальчик 13 лет, и я даже не верю собственным глазам. Но он действительно создаёт очень «резвые» и праздничные ритмы. Затем на его место поднимается хрупкая девушка – в «ткани» её звона много узоров, он очень женственный.

Клавдия Артёмова из белорусского Витебска звонит более 20 лет. Она окончила курсы Минской школы звонарей, на которых отучилась 4 месяца. 

– Мужчин в этом деле больше, – скромно говорит она, потупив взор. По её словам, нотной грамотой обладать для звонарного мастерства необязательно, главное – иметь чувство ритма и базовое понимание музыки. Третьим звонит молодой мужчина в церковных одеждах – ритм спотыкающийся, рисунок и размер сложный – настоящий виртуоз. 

Семинарист из белорусского Полоцка  Александр Зиновьев звонит 5 лет. 

– Московские звонницы очень хорошо вооружены всевозможным многообразием колоколов, – обращает внимание собеседник. 

ЦИТАТА
В русском звоне ощущается влияние западной классической, русской народной и духовной музыки. У каждого звонаря свой уникальный рисунок звона в зависимости от характера
— Александр Зиновьев, семинарист

Одним из последних звонит местный иеромонах. И хотя его благовест незатейлив, но он самый уверенный, а поступь его тяжела и глубока. Иеромонаха зовут отец Пётр.

– Звоню примерно 4 года. Для того чтобы звонить, необязательно быть воцерковлённым. Наоборот, колокольный звон может быть поводом для прихода в веру, – говорит священнослужитель. 

64-летний ярославец Андрей Львович самоучка и звонит уже 17 лет. – Нотную грамоту не знаю, для звонаря важно иметь координацию движений, – утверждает он.

Кстати, во время действа звонарь выглядит как паук, манипулирующий своей паутиной.  Пока я наслаждаюсь медным звуком, пробирающим мой дух, душу и тело до самых глубин, и любуюсь видами Кремля, Большого театра и окрестных крыш, внизу с замиранием сердца вслушиваются в небо прохожие.

Звонари, после того как каждый отзвонил своё, решают подурачиться и поиграть в восемь рук и ног. Начинается духовная какофония. Такого я никогда прежде не слышал. С музыкальной точки зрения это выглядит сложно: в слабые доли звучания раздавались удары колоколов, длительности и паузы тоже были необычны для моего неграмотного слуха.

Спускаюсь с колокольни я другим, преображённым, словно с небес. Снова окунаюсь в мирскую суету и смотрю на неё отстранённо. И, когда иду по Красной площади сквозь толпу, вспоминаю древнее поверье, что звук колоколов изгоняет злых духов.

  • Для того чтобы быть звонарём, необязательно быть воцерковлённым православным. Внеконфессиональный или «инославный» также может стать мастером этого дела. 
  • По звону на Руси определяли, похороны ли, свадьба ли или какая именно служба и какое время дня.  
  • Учиться на звонаря придётся 3–6 месяцев 2–3 раза в неделю.  
  • У монастырей есть традиционные звоны. К примеру, псково-печерский, ионафановский, оптинский.