– Целью круглого стола было организовать встречу неэффективно сотрудничающих структур – Союза кинематографистов и лидеров кинопроизводства. Многие лидеры даже не вступают в Союз, что неправильно, – рассказала Metro руководитель Молодёжного центра Союза кинематографистов Екатерина Лебедева. – Другая проблема – в Союзе кинематографистов очень мало молодёжи до 35 лет, всего 71 человек. Это объясняется тем, что для вступления нужно иметь свою фильмографию, а на создание фильмов требуются немалые средства. Поэтому средний возраст членов нашей организации 67 лет, и с этим тоже нужно что-то делать.
На мероприятие пришло много молодёжи. Кто-то снимает документальные фильмы и ищет на это средства, кто-то учится на продюсера, а кто-то мечтает сниматься как актёр. Оказывается, в киноиндустрии более 150 профессий на разных этапах производства!
Все рвутся в кинобизнес работать режиссёрами, сценаристами или операторами, и в таких кадрах нет дефицита, добавила Екатерина. А вот тех, кто хотел бы работать во втором и третьем составе, например, бутафорами, декораторами, костюмерами – крайне мало, нехватка составляет десятки тысяч человек. И приходится переманивать специалистов из других профессий, у которых нет подходящего образования, например, экскаваторщиков. Поэтому индустрия попала не только в демографическую яму (большая конкуренция за человеческий ресурс), но и в образовательную (люди плохо образованы).
– Кроме того, нет закона о киносъёмочных работах и нет социального обеспечения, – продолжает эксперт. – Мы отрываем парня от экскаватора на 3 месяца съёмок, а потом бросаем его на произвол судьбы, хотя на своём экскаваторе он мог бы работать всю жизнь и зарабатывать по 250 тысяч в месяц.
В киноиндустрии у всех разная мотивация – кому-то нужны деньги, кто-то хочет снять хиты, а кто-то получить регалии. Как правило, эти цели не пересекаются – ты можешь получить много регалий, но мало денег, и наоборот.
Одна из посетительниц круглого стола – девушка в стильных очках Марина, нацелена на регалии.
"Я готова продать машину, чтобы снять свой фильм. Куда обращаться, если ты уже что-то сделал и нужна финальная поддержка фильма?" – спросила она корифеев кино.
Оказывается, для съёмок её 1,5-часового фильма нужно 10 млн рублей. И даже продав машину, ей понадобится собрать ещё порядка 9 млн. Ей посоветовали идти к прокатчикам, так как они входят в фильмы на стадии производства.
На мероприятии был хороший нетворкинг, молодые люди в большинстве своём остались довольны. "Я снимаю документальный фильм, и мне нужно порядка 400 тыс. рублей, чтобы завершить процесс. Я здесь нашёл продюсера, который заинтересовался моим проектом", – поделился Павел. "Я тоже надеюсь, что в мой фильм инвестируют несколько миллионов, один продюсер пригласил меня на встречу, а ещё я собрала контакты прокатчиков", – поделилась Марина, готовая продать свою машину.
– Нужно верить, что это лучшая работа в мире, вот и весь секрет успеха, – подводит итоги круглого стола продюсер Павел Сарычев. – Будет много раз возникать желание всё бросить. Будет тяжёлая пятая ночная смена зимой, но то удовлетворение, которое ты получаешь в результате, не заменит ничто. Например, мы делали проект "Тётя Марта" и поставили в конце фильма QR-код на фонд, который занимается усыновлением детей. Так вот, к концу показа было усыновлено 17 детей. Вот это мотивация работать!
Что делать, если молод и хочешь работать в кино?
1. Соглашаться на все появляющиеся шансы – большинство режиссёров начинали с работы администратора за очень небольшие деньги.
2. Много коммуницировать, участвовать в питчингах, постараться попасть в арт-кластер "Таврида", так как вход в индустрию только через личный контакт.
3. Учиться у лучших, и не только в учебных заведениях – иногда съёмочная площадка научит большему.
4. Делать чуть больше, чем требуется. Механик камеры, который владеет английским или китайским языком, будет получать на 30% больше обычного механика.
5. Развивать не только профессиональные, но и человеческие качества – отвечать за свои слова, спокойно воспринимать критику (не плакать во всяком случае), слышать других людей и сообщать начальству о возникающих проблемах. Важно не то, как ты зашёл в индустрию, а то, за счёт чего ты можешь в ней остаться – за счёт каких профессиональных и человеческих качеств.
6. Снимать молодёжное кино, так как у взрослых не получается попадать в актуальные проблемы молодёжи. А ещё снимать личные истории – они всегда цепляют.
7. Следить за своей репутацией – с кем вы работаете, на каких проектах и как себя проявляете по отношению к съёмочной семье.
8. Продавать квартиры, машины или искать спонсоров на съёмки своих первых фильмов.
Таким образом, кино – это сложно, здесь происходит естественный отбор. Кто не сдаётся, тот добивается успеха. Если вы готовы пахать, страдать, не спать ночами и кровью переписывать сценарии – у вас всё получится.
Наконец, мы попросили молодого сценариста Анастасию Рогову рассказать Metro о своём пути в киноиндустрию – чтобы был наглядный пример успеха.
– Кино – процесс долгий, во всех смыслах. Если решил с нуля прийти в сценаристику, надо быть готовым к тому, что может пройти и три года, и пять лет до момента появления первых фильмов в портфолио. Нюанс в том, что мало написать сценарий, надо, чтобы по нему ещё сняли кино. Проще всего начинать с азов – пойти в киношколу. Или на онлайн-курсы сценаристики к известным профессионалам. В киношколе можно познакомиться с начинающими режиссёрами и продюсерами, и сделать вместе с ними проект, который станет вашей визитной карточкой. У меня так получилось в киношколе Митты, где мы с режиссёром Андреем Булатовым написали сценарий комедийной короткометражки. Так же мастер может отметить ваш сценарий и помочь его реализовать, или, что ещё лучше, пригласить быть дополнительными "руками" в его проект, если у него не хватает времени писать самому. Ну и конечно надо максимально участвовать во всех сценарных конкурсах, и проектах, куда приглашают, даже если поначалу оплата чисто символическая. Лучше всего найти режиссёра, с которым совпадают вкусы и взгляды, и работать вместе с ним.