Как в Москве появился сверхбыстрый трамвай, в честь которого прогремел оркестр

Metro побывало на бесплатной экскурсии, посвящённой исчезнувшему виду транспорта – когда-то обожаемому горожанами, но ушедшему в небытие
Как в Москве появился сверхбыстрый трамвай, в честь которого прогремел оркестр
Предоставлено организаторами / Александр Курковский
Подлинных изображений московского "паровичка" сохранилось не так много. Этот снимок уникален тем, что опровергает устойчивый в Сети миф, будто паровой трамвай был исключительно летним видом транспорта.

– Мы с вами сейчас находимся в Подмосковье, – начала краевед Татьяна Михайлова. Три десятка человек, собравшихся на экскурсию в центре парка "Дубки", в десяти минутах от метро "Тимирязевская", переглянулись. Какое Подмосковье? Почти центр! Но Татьяна недолго держала нас в непонимании. 

– Я говорю о 19-м веке. На этом месте раньше располагались опытные дачи Петровской земледельческой академии (сейчас это Тимирязевка – Прим. ред.). Граница города проходила тогда условно по нынешнему Миусскому скверу, и у парового трамвая была почётная миссия – связать город и престижное учебное заведение.

Появление нового вида транспорта стало большим событием для москвичей. В газетах за июль 1886-го писали, что в честь открытия маршрута был устроен званый обед с оркестром. 

– Радость горожан можно понять, – объяснила гид. – Конка (железная дорога с конной тягой. – Прим. ред.) двигалась со скоростью 8 км/ч, а "паровичок", как его прозвали студенты, – 30.   

ЦИТАТА
О медлительности конки сочиняли стихи. Говорили: "Конка-конка, догони цыплёнка". "Паровичок" выгодно отличался на её фоне, он шокировал скоростью
— Татьяна Михайлова

Казалось, более совершенный вид транспорта скоро вытеснит конку, но этого не произошло. Помимо участка дороги, связывавшего Бутырскую заставу и Петровскую академию, паровой трамвай ходил только по пути Дорогомиловский мост – Воробьёвы горы. "Извозчичье лобби", – сказала Татьяна, разведя руками. В этот момент наша группа шла к следующей точке экскурсии – старейшей в Москве трамвайной остановке.  

"Красностуденческий проезд" – старейшая трамвайная остановка столицы. Её местоположение практически не меняется на протяжении 137 лет. Правда, в 19-м веке на месте деревянной конструкции была обычная лавка
Александр Курковский
"Красностуденческий проезд" – старейшая трамвайная остановка столицы. Её местоположение практически не меняется на протяжении 137 лет. Правда, в 19-м веке на месте деревянной конструкции была обычная лавка

Экскурсовод вспомнила, что в нескольких метрах отсюда была дача художника Исаака Пастернака – отца знаменитого Нобелевского лауреата. Но самые известные воспоминания о паровом трамвае оставил другой писатель – Константин Паустовский, подрабатывавший в молодости кондуктором. Он писал: "Когда мы слишком уж изматывались, то просили у нашего трамвайного начальства перевести нас на несколько дней на "паровичок". Это была самая лёгкая, а на кондукторском языке – самая "дачная" линия в Москве".

Цифра
10
копеек стоил проезд на "паровичке" для студентов. На эти деньги, выражаясь современным языком, можно было заказать бизнес-ланч: щи, каша, жареная рыба, чай.

 "Паровичок" нравился не только кондукторам, но и пассажирам. Зоолог Борис Архангельский отметил в дневнике: "Ехал в Москву и переглядывался на "паровичке" с одной весёленькой барышней". Газета "Столичная молва" в 1910 году в статье "Первое мая" писала: "Погода великолепная. "Паровичок" наполнен различной толпой, разряженной в майские наряды"... Но любимому транспорту москвичей оставалось недолго радовать горожан. Об этом Татьяна Михайлова сообщила в конце экскурсии, которая к тому моменту переместилась в галерею "Парк". Там до 12 ноября проходит выставка "Контекст моего места: первый трамвай".  

Этот рельс сохранился с 19-го века. На нём сохранилось клеймо Демидовского завода в Нижнем Тагиле. Он, в отличие от современных рельсов, выступал из дорожного полотна, поэтому впоследствии был заменён.
Александр Курковский
Этот рельс сохранился с 19-го века. На нём сохранилось клеймо Демидовского завода в Нижнем Тагиле. Он, в отличие от современных рельсов, выступал из дорожного полотна, поэтому впоследствии был заменён.

– Линию электрифицировали в 1922-м. Прощание с "паровичком" вышло очень трогательным, – рассказала гид. – Студенты украсили его венками из сосновых лап. А после профессор Фортунатов спел вместе со студентами сочинённый им гимн академии. Затем с песнями и криками студенты проводили "паровичок" до Бутырской Заставы. 

Это была его конечная остановка. Во всех смыслах.