Как в России решается судьба продуктов с истекающим сроком годности

На днях компания X5 Group, включающая в себя торговые марки "Пятёрочка", "Перекрёсток", "Карусель", запустила тестовый проект фудшеринга. Мы решили разобраться, зачем это нужно и где ещё в мире принято делиться едой
Как в России решается судьба продуктов с истекающим сроком годности
deryabinka/Shutterstock
Фудшеринг уже давно популярен во многих европейских странах.

Понятие "фудшеринг" в России не ново. По данным ТИАР-Центра (независимого аналитического центра), только в 2018 году 7 тонн продовольственных продуктов было спасено благодаря практике их распределения. В большей степени сейчас она носит благотворительный характер и популярна в социальных сетях.

Фудшеринг (в переводе с английского food - "еда", share - "делиться") предполагает рациональное распределение продуктов
 питания, срок годности которых заканчивается через пару дней либо уже истёк

Утилизация продуктов из магазинов решает экологическую и социальную проблемы (сокращения отходов из испортившейся пищи и получение пищи людьми, которые в ней нуждаются особенно остро). 

По словам Анны Успенской, эксперта по фудшерингу в России, началом истории "спасения" продуктов в нашей стране можно считать волонтёрскую работу и объявления о передаче еды в социальных сетях, которые появились ещё в далёком 2015 году. Также с 2012 года существует фонд продовольствия "Русь", который собирает продукты на благотворительность и использует фудшеринг в качестве одного из инструментов для этого.

Возможно, эта благотворительная и экологическая мера обращения с продуктами стала бы в России куда более популярна, если бы не налоговый барьер. Проблема в том, что организации обязаны платить государству налог за то, что отдают еду с заканчивающимся сроком годности бесплатно. То есть помимо уплаты экологического сбора за утилизацию товара добавляется уплата налога за участие в благотворительности. И для владельцев предприятий, конечно, теряется выгода от этой деятельности. Поэтому количество участников фудшеринга сейчас минимальное.

– В то же время в компаниях важна экологическая составляющая, и сотрудничество с такими проектами позволяет им заявить свою позицию и сделать товары более популярными. Пока это единственный плюс от фудшеринга для компаний, – рассказала Анна Успенская.

За рубежом фудшеринг более распространён. Например, в 2016 году во Франции приняли закон, который запрещает супермаркетам выбрасывать оставшиеся продукты питания, в результате чего собственники магазинов стали передавать провизию благотворительным организациям. 

В Грузии некоторое время назад свежие хачапури и булочки по мере истечения срока годности также не выбрасывали, а раздавали на улице нуждающимся.

– В других странах существуют крупные банки еды, которые работают с кафе и пекарнями, например. Такие проекты получают государственную поддержку. Мы в этом плане отстаём, но уже видны позитивные изменения, – заключил эксперт.