Каким был реформатор театрального искусства и в чём сила Театра на Таганке

Несколько страниц из жизни легендарного Театра на Таганке времён Юрия Любимова Metro "пролистало" с народным артистом РФ Александром Филиппенко, работавшим в театре на рубеже 1960–1970-х годов
Театральный режиссер, создатель и художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Петрович Любимов.
Анатолий Гаранин / @ РИА Новости

Александр Георгиевич, как вы попали в Театр на Таганке?

– Меня Любимов заприметил в эстрадной студии на Моховой при МГУ. В 1969 году Юрий Петрович пришёл посмотреть один из спектаклей, после которого пригласил в Театр на Таганке. Кстати, я в то время по первому образованию работал – старшим инженером в Институте геохимии АН СССР. Но, увлекаясь творчеством и получив предложение выступать на сцене на Таганке, охотно согласился. Я был очень рад! В этом театре собрались и физики, и лирики! И все мы понимали друг друга с полуслова.

Как можно охарактеризовать творческий почерк Юрия Любимова? 

– Он ставил всегда спектакли так, что создавалось ощущение, будто это импровизация. Но на самом деле всё было выверено, много раз отрепетировано. Как говорится, лучшая импровизация – это та, которую я выучил вчера. 

В чём заключалось новаторство Юрия Любимова в Театре на Таганке? 

– Новаторство было во всём, начиная с артистов, которых он выбирал, и заканчивая взглядом на репертуар, на трактовку спектаклей. Если он чувствовал, что артист, пришедший в театр, не склонен к экспериментам на сцене, он его не брал.

Театр был знаменит и своими хулиганскими капустниками. Был какой-то капустник, о котором остались самые сильные впечатления? 

– Мне вспомнился капустник по случаю 5-летия театра, который власти пытались закрыть каждый день. Так вот тогда, в 1969 году, мы, выступая на сцене, произнесли: «Послушайте, ведь  если театр существует, значит, это кому-нибудь нужно? Значит, просто необходимо, чтобы каждый вечер закрывали какой-нибудь театр!»  И вот так, перефразировав стихи Владимира Маяковского, мы много лет шутя, но в то же время серьёзно это говорили. А Юрий Петрович много лет постоянно доказывал чиновникам право на существование новаторских спектаклей, на которых базировался репертуар.

А какие самые яркие гастроли были за время работы в Театре на Таганке?

– В 1973 году в Узбекистане. По прилёте в Среднюю Азию нам выделили грузовой самолёт, на котором мы из Ташкента полетели в Навои на урановые шахты на концерт для рабочих. В 16:00 вылетели туда, выступали до 18:00, а к 19:00 нас уже ждали в другом городе Узбекистана на спектакль. Вот такая была гонка.