Каждый вечер на улицах Москвы разыгрывается архитектурно-световой спектакль

Светодизайнеры показали репортёру Metro чудеса своей профессии. Она зафиксировала необычные детали во время прогулки по вечерней Москве
Каждый вечер на улицах Москвы разыгрывается архитектурно-световой спектакль
Василий Кузьмичёнок / Metro
Когда темнеет и зажигаются огни, замечаешь детали, которые днём ускользают из виду, – конечно, если над освещением работал талантливый светодизайнер.

Прогулка "Москва глазами светодизайнера" от премии "Золотой фотон" была посвящена секретам освещения столицы, но магию её ночной красоты всё равно не развеяла. 

Старт: Озерковский причал

Когда-то Озерковская набережная была оживлённой трассой и не лучшим местом для прогулок, с 2019 года это один из лучших пешеходных маршрутов Москвы.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Когда-то Озерковская набережная была оживлённой трассой и не лучшим местом для прогулок, с 2019 года это один из лучших пешеходных маршрутов Москвы.

Трудно поверить, но одним из лучших мест для вечерних прогулок Озерковская и Садовническая набережные стали только пару лет назад: в 2019 году проект благоустройства поручили архитектурному бюро Wowhaus, а освещение доверили компании "Культура света". 

– Нам дали задание с помощью освещения раскрыть потенциал места "как классной городской набережной, передающей дух Москвы". Создать пешеходный прогулочный маршрут, причём в приоритете – пешеход, а не водитель, – рассказала Metro руководитель компании "Культура Света" Юлия Жаркова. 

Во время вечерней прогулки мы сравнивали две стороны Озерковской набережной, непохожие, но образующие единую световую композицию.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Во время вечерней прогулки мы сравнивали две стороны Озерковской набережной, непохожие, но образующие единую световую композицию.

Юлия говорила не только о сложностях монтажа и технических моментах, но и о звёздах и луне, которые, по задумке светодизайнера, не должны были меркнуть от яркого света фонарей.

– Однажды, гуляя вечером по Тверской улице, я не увидела луну, – вспомнила Жаркова.  По её мнению, важно снизить "световое загрязнение" и помочь жителям и гостям города увидеть шикарную Москву. 

– Когда мы разрабатывали проект, я держала в уме слова "комфорт" и "замедление". Люди должны чувствовать себя здесь хорошо и в безопасности, поэтому нужно было найти баланс – не ярко и не темно, – отметила она.

С помощью светильников создатели проекта хотели придать набережной "современный шик" – здесь он простой минималистичной формы.

– Мы намеренно не заигрывали с историческим контекстом и отказались от светильников "под старину", как, например, на соседней улице Бахрушина. Приём ритмичного света даёт нам чёткий световой рисунок, – пояснила Юлия. – У меня появилось новое любимое место в Москве. Раньше это был Чистопрудный бульвар, но сейчас из-за слишком интенсивного освещения в вечернее время я ощущаю там дискомфорт. 

Вечером прохожие тоже как будто становятся участниками удивительного архитектурно-светового спектакля.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Вечером прохожие тоже как будто становятся участниками удивительного архитектурно-светового спектакля.

Я спросила у Юлии, а что делать с вывесками? Ведь именно мерцающие вывески, которые начинают светиться с наступлением сумерек, часто вызывают негативные эмоции. 

– Почти на всех наших объектах эта проблема остаётся за кадром – мы работаем только с освещением пешеходной и проезжей части. Но в идеале хотелось бы создать диалог между архитектором, светодизайнером и владельцами заведений, – ответила Юлия Жаркова.

Остановка: гостиница "Метрополь"

"Метрополь" рождался как синтез искусств.
Василий Кузьмичёнок / Metro
"Метрополь" рождался как синтез искусств.

Лучшая гостиница в России, известная на весь мир (список тех, кто здесь останавливался, впечатляет), ещё не обрела новый световой дизайн. 

Во время нашей прогулки автор нового освещения, знаменитый архитектор по свету Павел Павлюк сравнивал то, что есть, с тем, что будет. Он осветил свой рассказ, в общем-то, известными фактами из жизни "Метрополя", но в свете ночных фонарей они помогали ярче увидеть судьбу легендарного места. 

– Савва Мамонтов вместе с Фёдором Шаляпиным хотели открыть здесь первый частный оперный театр. И музей под открытым небом. Чтобы не только постояльцы, но и прохожие могли любоваться произведениями искусства. Барельефы "Времена года" на фасаде создал скульптор Николай Андреев, майоликовые панно, которые украшают все фронтоны, – Александр Головин, главное панно на верху здания – "Принцесса Грёза" авторства Михаила Врубеля, – заметил Павел Павлюк. 

У светодизайнера, который должен продумать новую подсветку "Метрополя", сложная задача – осветить гостиницу так, чтобы и в темноте прохожие могли видеть эти шедевры. Сейчас мы лицезреем только свет фонарей и тёмный фасад. 

– "Метрополь" – это целый архитектурный спектакль, здесь нет ни одного похожего этажа, ни одного одинакового закутка. То же самое можно сказать о фасадах: первый ярус – ритм арок, где находятся торговые галереи, второй – стеклянные эркеры как символ прозрачного, светлого искусства, они ведут к третьему ярусу – майоликовым панно и барельефам. "Метрополь" рождался как синтез искусств, – поделился своими наблюдениями Павел Павлюк, и его восторг передался всем присутствующим. 

– Я хочу, чтобы фронтон засиял как живой и этот свет был похож на свет солнечного дня. Главное правило – ни одного лишнего светильника, – подчеркнул он.

В первоначальной версии освещения гостиницы "Метрополь" было использовано 1600 светильников, в новом проекте – 900.

Остановка: инсталляция Light Cube штаб-квартиры компании "Лукойл" 

Авторы инсталляции Light Cube Наталья Копцева и Василий Тарасенко вдохновлялись русским авангардом.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Авторы инсталляции Light Cube Наталья Копцева и Василий Тарасенко вдохновлялись русским авангардом.

Здание, изначально построенное по проекту Феликса Новикова для Министерства электронной промышленности СССР, в 90-е годы постигла судьба долгостроя. От печальной участи его в начале 2000-х спасал уже архитектор Дмитрий Солопов. Но ниша для инсталляции наверху грандиозной постройки была задумана изначально. 

Ярко-красный Light Cube, созданный Натальей Копцевой и Василием Тарасенко, завоевал множество международных наград.

Это медийный световой объект, состоящий из более 20 тысяч светодиодов, способный воспроизводить меняющиеся 3D- изображения. 

– Нами двигала любовь к русскому авангарду, и мы вписали логотип компании в красный квадрат. Он символизирует динамику и устремление вверх, – рассказала Наталья Копцева.

По словам авторов, одним из условий было такое – быстрая смена образов. Москва – город контрастов, нужно ускоряться, чтобы уловить его ритм, но замедлиться, чтобы увидеть его красоту.

Любуясь ночной Москвой, можно увидеть знакомый город с необычного ракурса.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Любуясь ночной Москвой, можно увидеть знакомый город с необычного ракурса.

P.S. В этом году церемония вручения премии "Золотой фотон" лучшим специалистам по свету состоится 20 сентября.