Московские здания, которым вернули исторический облик, стали героями новой экскурсии

Репортёр Metro побывала на пробной экскурсии от Госинспекции по недвижимости, где познакомилась с пятью интересными зданиями в центре города
Московские здания, которым вернули исторический облик, стали героями новой экскурсии
Василий Кузьмиченок / Metro
Архитектура старинных зданий диктовалась жизнью. Об этом писала Елена Николаевна Лист-Иванова - внучка хозяина этой усадьбы на Болотной площади, предпринимателя Густава Листа

Доходный дом  А. С. Танеева

Большая Татарская,  д. 20, стр. 1

Лестницу в Доме Танеева иногда сравнивают с творениями знаменитого испанского архитектора Антонио Гауди
Василий Кузьмиченок / Metro
Лестницу в Доме Танеева иногда сравнивают с творениями знаменитого испанского архитектора Антонио Гауди

Или же  "Дом с волшебным подъездом". Был построен в 1910–1911 годах по заказу Абдуллы Салеховича Танеева, хорошо известного в Москве в среде татарской диаспоры. Его жена Хадича очень любила искусство, и благодаря её заказу в доме появилась главная достопримечательность – раздвоенная лестница редкой конструкции. Некоторые даже сравнивают её с творениями испанского гения Гауди – из-за причудливых изгибов

Софийский завод

Болотная площадь, д. 14, стр. 1 

Внучка владельца завода Густава Листа - Елена Лист-Иванова писала, что скульптура кузнеца похожа на ее дедушку
Василий Кузьмиченок / Metro
Внучка владельца завода Густава Листа - Елена Лист-Иванова писала, что скульптура кузнеца похожа на ее дедушку

В 1870-х по распоряжению  московского предпринимателя Густава Листа здесь началось строительство новых фабричных корпусов. Тогда же на пилонах въездных ворот были установлены чугунные скульптуры мастеровых: кузнеца и литейщика, с которыми в наше время произошла интересная история. В 2001 году скульптуры над воротами пропали, и нашли их только в 2019 году в здании заводского корпуса. Их отреставрировали и вновь установили на прежнее место. Кстати, внучка Густава Листа писала в своих воспоминаниях, что скульптура кузнеца очень похожа на дедушку

Дом Густава Листа

Болотная площадь,  д. 14, стр. 14

В 21 веке здание старинного особняка находилось в очень плохом состоянии, и москвоведы опасались за его судьбу - к счастью, памятник архитектуры удалось спасти
Василий Кузьмиченок / Metro
В 21 веке здание старинного особняка находилось в очень плохом состоянии, и москвоведы опасались за его судьбу - к счастью, памятник архитектуры удалось спасти

Вот что писала об этом доме внучка Густава Листа – Елена Николаевна Лист-Иванова: «…Низ дома был выстроен очень прочно – стены почти в полтора аршина и потолки со сводами. Архитектура диктовалась жизнью: Москва-река часто выступала из берегов и затопляла всё Замоскворечье. Если наводнение случалось во время ледохода, льдины бились о дом».

Дом был в ужасном состоянии, было много разговоров о том, что здание разрушается, сохранить его, скорее всего, не удастся. Но, несмотря на все мрачные прогнозы, в 2019 году всё же была проведена реконструкция.

Мариинское женское училище 

Софийская набережная, д. 8, стр. 1 

Семь лет в Мариинском училище преподавал Сергей РахманиновС
Василий Кузьмиченок / Metro
Семь лет в Мариинском училище преподавал Сергей РахманиновС

В Мариинском училище де­воч­ки из бедных семей по­лу­чали образование и профессию домашней учительницы, однако преподаватели здесь были, несомненно, высокого уровня. Семь лет преподаванию в Мариинском училище посвятил Сергей Васильевич Рахманинов. По воспоминаниям учениц, он держался замкнуто и строго на уроках, однако с большим удовольствием аккомпанировал хору училища, а в качестве подарка мог устроить фортепианный концерт.

Главный дом городской усадьбы

Большая Татарская, д. 20, стр. 1

На фрагменте фасада можно увидеть, каким было здание в 18-м веке
Василий Кузьмиченок / Metro
На фрагменте фасада можно увидеть, каким было здание в 18-м веке

Раньше здесь была устроена церковь и богадельня. О прошлом этого здания до сих пор напоминают своей формой потолки – они сводчатые. А одна из стен современного актового зала представляет собой полукруг – раньше на этом месте располагалась алтарная часть домовой церкви. 

Реставраторы специально оставили открытым фрагмент старого фасада – тут можно увидеть, каким было здание в 18-м веке, в самом начале своей истории.